http://goroskop.biz.ua

Крайнее видео

Лети вперед

Обновления в магазине

Трайк одноместный
Трайк одноместный
36 000.00 руб.
GTX
GTX
0.00 руб.
Блюз
Блюз
Напишите, чтобы уточнить цену
Стимул
Стимул
Напишите, чтобы уточнить цену
Компромисс
Компромисс
Напишите, чтобы уточнить цену

Подарите себе DVD диск!
"Мотопараплан"- взгляни на Землю глазами пилота!



"AirBoat"- путешествия по бездорожью!



Rambler's Top100

Тыва

Горы, горы, горы. Это что-то. Это здорово. Это и величие, и  горизонт, подпирающий небо. Это серпантины дорог и  петли прозрачнейших ручьев. Что еще можно хотеть. Деньги, власть, телевизор с диваном? Это не про нас. Правильнее сказать нас привлекает другое. Нам нужны трудности. Забраться туда, где кроме тебя  только эхо. Где зверь и птица тебе удивляются не меньше, чем ты им. Где даров природы больше, чем можно увезти. Вот почему так привлекает Тува, страна, где цивилизация безнадежно отстала от бега времени


Написав столь патетическое предисловие, возвращаюсь к прозе путешествий. Не мне вам рассказывать, как сладко собираться в дорогу, и злиться о чем-то забытом. Стартовая точка всегда одна – Тюмень. Точка доступа - по возможности. Природно-погодный фактор – основная составляющая твоих планов. Наметить можно все, осуществить только по стечению. Итак, в путь. Дорога от Тюмени не пестрит разнообразием. Неоднократно хотел сократить дорогу проехав ч/з Междуреченск кемеровской на Хакассию. Но мысль, что это может оказаться конечной точкой, заставляет свернуть на асфальт. Тупо проезжаю тюменскую, омскую, новосибирскую, заглянул в томскую и тут же выехал в кемеровскую области, начался красноярский край, за ним Хакассия, опять красноярский и, наконец, Тыва. Вся дорога -просто дорога, но Хакассия. Идеальные условия для полетов. Огромные безлесые склоны просто созданы для парапланеристов. Заблудиться трудно, но еще труднее приземлиться не туда. Душа начинает болеть. Желание взлететь сталкивается с массой проблем. Сначала лень. Вроде все просто. Достань купол, собери мотор, переоденься и лети голубь. Но, когда собирался, укладывал все весьма основательно. Достать что-либо, значит разгрузить. Собрать, полетать, разобрать, сложить, устать. После поесть, приготовиться заночевать. Мысленно нарисовав эту перспективу, без колебания еду дальше. Проехав ч/з Абакан направляюсь в сторону Кызыла. Дорога идет по Саянам. Средняя высота перевалов 1500м. Здесь воочию наблюдаешь климатические изменения.. То, что внизу давно отцвело, здесь начинает только просыпаться. Вдоль трассы продают черемшу, чернику или бруснику, в зависимости от сезона. Попытка наполнить желудок представляет серьезную проблему. Первое кафе отпустило повара на похороны. Второе опечатано. В третьем все съели. Спрашиваю местное население, как они выживает в таких условиях. Все просто. Заедь на турбазу, там есть кафе. Попроси что-нибудь поесть и, свершится чудо.

На многих макушках видны остатки снега или уже выпал. Опять же от сезона. На месте гибели Лебедя съезжаю с трассы и направляюсь к вершине, где установлено оборудование связи Тувы с внешним миром. Крутизна подъема нагоняет тоску. Видишь только небо, и то, если открыты глаза. На ум приходит физика 5 класса, «состояние устойчивого равновесия». Развернуться негде. Душа сжимается, а вместе с ней кишки. Краем глаза вижу окаменевшего пассажира, уже легче. Но все когда-нибудь кончается и ты на самой верхушке мира. Полная чушь. Горы вокруг много выше. Открывшиеся горизонты, заставляют достать фотоаппарат и зафиксировать моменты счастья. Счастье кончилось. Надо спускаться.

Состояние дорог почти идеальное. Подъемы и спуски, особенно серпантины, не дают водителям вдоволь насладиться пролетающим великолепием. Горы, заросшие лесом, проходишь на одном дыхании. После спуска с очередного перевала, подъезжаю к посту ГИБДД. Раньше он был почти таможней, но по закону жанра о большой семье и маленькой зарплате, будь готов к любым коллизиям. Впрочем, по направлению к Тыве, все достаточно демократично. А вот обратно…, но об этом позже.

Добравшись до столицы этой маленькой страны, под названием Кызыл, пытаюсь затовариться в дорогу. Сложный момент. Больших магазинов, в которых есть все – нет. А переезжать от ларька к ларьку быстро надоедает. В конце концов, я готов. Готов и мой родственник. Хотя на этом можно остановиться отдельно. С собой он взял удочку и спальник. Все остальное, как я понял, мои проблемы. Поехали. Надо заправиться, действительно надо. Заправки в столице как-то не очень. Лучше на повороте с трассы в страну бездорожья. Поспорили о наличии топлива на выбранной заправке. Подъехали. Топливо есть, Света нет. Сворачивать не стали. Там больше заправок нет. Поехали дальше. Наконец еще заправка. Света тоже нет, но есть генератор, а цена с учетом потребности этого генератора. Не разводя дискуссии, заправляемся. Возвращаемся. Поворачиваем в направлении Тора-Хема. Кто не знает, поясняю: указателей нет. Начинаем движение по ……. Не знаю каким словом  выразить. Как то возвращаясь по этой, простите, дороге Я, объезжая лужу, взял левее, не съезжая с дороги. Машина стала исчезать под водой и землей. Когда линия грязи закрыла половину бокового стекла, стало ясно, я не прав. Капот одной стороной скрылся под слоем мутной жидкости. Машина встала, упершись во что-то снизу. Правая сторона смотрела вверх, где еще продолжался день.  Подумав об убытках, сообразил, что главная потеря я сам. Мотор работал, выхлопная труба пузырилась. Жизнь продолжалась. Включив заднюю передачу в надежде, что есть хоть какая-нибудь раскачка, неожиданно для себя, выехал из преисподни. Через две недели, дома, обнаружил, что при закрывании дверей, слышу песню про водяного. На станции с каждой двери слили по два ведра воды, а затем и загустевшую грязь.

Дорога. Какое наслаждение видеть все новые и новые картинки. Сначала пытаешься увидеть что-нибудь живое. Потом что-нибудь съестное. Когда добираешься до кафе, материшь себя нехорошими словами, так как в прошлую поездку, ты не догадался, что это и есть кафе. Что может быть приятнее? Даже на этой, богом забытой дороге, есть люди, готовые накормить любого, кто заплатит. Выбор невелик. Выбор не зависит от вашего кармана. Он вообще ни от чего не зависит. Плотно покушав, можно отправляться в путь. В чем убедился на собственном опыте, так тем, что чувство голода прямо пропорционально неровностям дороги. Главные на этой дороге самосвалы и таксисты. Но таксисты не в смысле машины с шашечками, а УАЗики «булки». Стоимость места в нем 1000руб. Количество пассажиров, сколько вошло. Едут только парами. Сотовая связь? О чем это вы? Но, тем не менее, цивилизация проникает во все уголки. Все земли приобретают хозяев. Вырастают многочисленные запреты. Твое появление в этих краях не остается незамеченным. Помню, в аналогичной глуши, меня перехватил местный начальник не русской национальности. Сообщив, что граница практически принадлежит ему, а он пограничник, попросил документы. С глубочайшими извинениями, я попросил его подтвердить свой столь высокий статус. Замявшись, пограничник без формы, сказал, что у него все дома, зато машина действительно с погранотряда.  Дабы показать свою лояльность, я изъявил желание показать документы его машине, что очень расстроило данного товарища.

Дорога продолжала петлять. Появились отбойные ограждения, выполненные из лиственниц. Протянулись они на много километров. Это мне даже не описать, надо видеть.

В качестве отступления хочу пояснить. Безмятежность путешествия определилось временем года и отсутствием осадков. Но была поездка и поздней весной. На большой земле давно наступило лето. Здесь задержалась зима. Дорога сплошная вода, текущая согласно физике. То есть вниз и при плюсовой температуре. Ночью с гор спускался холод и тогда узор кристаллизации останавливал поток. Это где то романтично, но когда я на своем крузаке провалился в наледь, никакие слова не могли утешить меня. Слово безнадега отражают суть случившегося. Ночь. Темень. В лучах фонаря волшебство превращения воды в лед. Температура -10?С. Попытки высвободить машину из ледяного плена привели к собственному оледенению. Сумма ущерба от потери транспортного средства уже не была столь критичной. Наlо выжить самому. Природу это не особенно беспокоило. Полная луна равнодушно взирала на мою беспомощность. Запас горючки позволял продержаться еще дня три. На снегу валялась лодка с мотором, винтопруль (параплан), купол, одежда и все, все что требуется в дальнюю дорогу. Когда температура моего тела сравнялась с наружной реальностью, я, вконец обессилев, забрался в машину приготовить чай. В этот миг блеснул свет. Ехали два «Урала», причем один с крановой установкой. Я для них оказался непреодолимым препятствием. Были сделаны многочисленные попытки объехать меня с любой из сторон, но перспектива, провести ночь, любуясь спутником земли, не вдохновляла. Накинув буксир на фаркоп, я не успел сесть в машину, как горячий тувинский парень его порвал. После чего, освободив крановую установку и зацепив меня тросом, произвел операцию с условным названием «айсберг». Под отчаянное сопротивление природных факторов, крузак оказался на твердой земле. Это мало что изменило. Разъехаться в одной колее, когда минимальная высота льда по бокам составляла 1 метр, не давала такую возможность. Извините, я отвлекся….

Снова осень. Все сухо и скучно. Навигатор что-то показывает. Ему виднее. Появляется и исчезает Енисей. Дорога продолжает петлять меж гор. Много горелого. Шишки в этом году нет. Торможу, чтобы поесть брусники. К своему удивлению,  увидел спелые ягоды черники и голубики. Уже  не удивлюсь, если встречу аленький цветочек. Поев, продолжаю путь в направлении Тоора-Хема. Конечная цель маршрута Ырбан, но как и первое название, вам это ни о чем. Близится вечер. Надо думать о ночлеге. Мой спутник ищет хоть какой-то сверток к Енисею. Его нет. Наконец наметилась какая-то военная тропа в сторону реки. Видно всевышний сжалился над нами и вывел к ней. Мошка и мокрица давно померли и не мешали наслаждаться жизнью. Енисей течет со сдержанной мощью, напоминая о необходимости иметь спасательный жилет, в противном случае река будет иметь тебя. Все хорошо. Нет мошки с комарами. Гена, не задумываясь, правильнее сказать не заморачиваясь, достал удочку и принялся забрасывать поплавок в воду. Кому что, подумал я. Взял любимый сучкорез и занялся заготовкой дров. К тому времени, когда костер был включен на троечку, подошел Гена и торжественно вручил двух хариусов. Взяв их в свои надежные руки, я поинтересовался, когда он поймает что-нибудь и себе. Деликатный намек был понят без лишних слов. Гена ушел. Пока я мучался угрызениями, не слишком ли строг к своему спутнику, Гена снова принес двух хариусов. Что ж, вовремя. Надо почистить картошку. Вечер у костра, в кромешной темноте, это еще то занятие. Наконец подошло время сна. Гена лег в спальник на улице. Я удалился в свои апартаменты, то есть в машину. Если вы подумали, что я замерз, вы ошиблись. Я очень хорошо сохранился. Когда проснулся, Геннадия рядом не было. Солнце отогрело мои конечности. Желудок напомнил, короче напомнил о себе. Появился Гена со связкой рыбы. Причем он появлялся уже дважды до этого, и каждый раз приносил связку рыб. Поев на дорожку, собрались дальше. Сейчас то я понимаю, что это и было счастье, но тогда. Тогда я радовался, что могу продолжить путь и найти на любимое место новые заботы

                 Енисей в верховьях.

                 Это и есть хариус.

                 Здесь в Тюмени уже и не вспомнишь, как выглядит черемуха, там же стоишь, пожирая ягоду

                 с ветки и тащишься, тащишься

...

 


(89088)-732-232
 

с 11:00 до 18:00 (время тюменское

+ 2 Москвы )