http://goroskop.biz.ua

Сравнительный анализ способов укладки и раскрытия запасных парашютов. Параплан парашют


Как выбрать запасной парашют | ПАРАПЛАН . гуру

В виду того, что сейчас довольно большое предложение всевозможных запасных парашютов для парапланерного и дельтапланерного спорта, то выбор сделать очень сложно.

Можно выделить три группы, по которым можно хоть как-то провести небольшой анализ:

1. Запасной парашют с круглой формой купола и втянутой вершиной.2. Запасной парашют с квадратной формой купола.3. Управляемый запасной парашют с клинообразной формой купола.

Запасной парашют с круглой формой купола и втянутой вершиной

Благодаря такой форме купола удается обеспечивать при небольшой площади парашюта приемлемые время раскрытия и скорость снижения. Под приемлемыми мы понимаем такие показатели, которые соответствуют нормам европейской сертификации.Воздух, встречаясь с поверхностью купола запасного парашюта, начинает сложное вихревое движение, увеличивая сопротивление. Отличное свойство при довольно простом технологическом решении! Объем парашюта и масса небольшие (масса около 2-3 кг).

Яркие представители:

Запасной парашют SCЗапасной парашют AnnularЗапасной парашют WindSOS
Запасной парашют SCЗапасной парашют AnnularЗапасной парашют WindSOS

Для полетного веса в 100 кг:Площадь купола — 32 м.кв.Масса — 2,0 кгВремя раскрытия — соответствует нормам EN и LTF

Сейчас спрос на эти запасные парашюты падает, так как многие производители, используя новые и прочные материалы, добились массы парашюта в пределах 1-2 кг!

Среди них можно выделить:

Парашют Piccolo EVOПарашют Annular EVOПарашют Krisis UL light
Парашют Piccolo EVOПарашют Annular EVOПарашют Krisis UL light

Плюсы запасных парашютов — простота конструкции, простая схема укладки. Минусы — маятниковая раскачка в некоторых случаях. Сложное взаимодействие с непогашенным куполом параплана.

Для полетного веса в 100 кг в среднем:Площадь купола — 20,5 м.кв.Масса — 1,2 кгВремя раскрытия — соответствует нормам EN и LTF

 

Запасные парашюты с квадратной формой купола

Такие парашюты стали применяться для парапланерного спорта совсем недавно, хотя в Европе их используют военные довольно давно.

В аэромаркете Paradrive вы можете заказать запасной парашют EVO Cross (Independence).

Запасной парашют EVO Cross

Для полетного веса в 100 кг:Площадь купола — 25,06 м.кв.Масса — 1,5 кгВремя раскрытия — на 40% быстрее парашютов с круглой формой куполаУстойчивость к маятниковой раскачке!

Применение запасного парашюта с квадратной формой купола:

Мы видим, что запасные парашюты с квадратной формой купола значительно лучше и быстрее раскрываются при боевом применении. Скорость снижения ниже предъявляемых норм. Высокая стабильность и устойчивость при снижении. Купол параплана незначительно влияет на поведение запасного парашюта. Подойдет для пилотов любого уровня!

 

Управляемые запасные парашюты (Rogallo)

Управляемые запасные парашюты стали делать довольно давно, но популярность они начинают приобретать только сейчас. Проблема этих парашютов была в том, что раскрываясь рядом со скалами можно было в них влететь, не успев отвернуть. Парашют набирал горизонтальную скорость сразу же после раскрытия. Это не позволяло применять запасные парашюты типа Rogallo рядом со скалами. В современных моделях этот недостаток устранен! В момент раскрытия и до момента, пока пилот не взял в руки стропы управления, запасной парашют типа Rogallo ведет себя как классический парашют, медленно снижаясь. Стоит взять в руки стропы управления, как парашют начинает набирать горизонтальную скорость. Правда, нужно позаботиться о том, чтобы подтянуть к себе параплан за B-ряды. Качество планирования у управляемых запасных парашютов достигает 2 единиц, что позволяет самостоятельно выбирать площадку для приземления.

В магазине Paradrive так же можно заказать запасной парашют Krisis Rogallo 2 (Kortel Design).

Для полетного веса в 100 кг:Площадь купола — 41,75 м.кв.Масса — 1,95 кгВремя раскрытия — быстрее нормы EN.

Плюсы — возможность использования горизонтальной скорости для выбора площадки для приземления!Минусы — необходимо подтаскивать купол параплана за B-ряды, чтобы использовать возможность полета на парашюте.

Видно, что купол несколько тяжелее своих облегченных собратьев, но есть неоспоримое преимущество — управляемое парашютирование!

Источник статьи: https://www.paradrive.ru/kak_vybrat/reserve-parachutes/

paraplan.guru

Парашюты vs Парапланы. Почему парашютисты не умеют летать? - Размышлизмы

Я тут в только недавно прошел афф. И пока как действующий парапланерист со стажем (6 лет) сталкиваюсь с некоторым непониманием.

Вы там какие-то коробочки придумали для парашютов ,конусы возможностей, крайниее развороты,створы,круги захода.Как будто вы на мигах 29 летаете и боинг сажаете а не парашют.

А потом еще за 100 метров увидели "меня" поперек летящего и че то жалуетесь что подрезал.

Еще и подушку учите делать за 3 метра до земли да так что студенты потом то жопы рабивают то ноги подварачивают то кувырки от встречи с планетой делают.

И мне еще говорят что я рано подушку начиную делать. Я начинаю делать подушку так же как и на параплане. Гораздо раньше чем вы учите и пока всегда мягко приземляюсь. И да - руки держу в разные стороны, мне так привычней.

Конечно я стараюсь быть паинькой так что бы всем было здорово и приятно и не выделяться особо из толпы но не во вред своей безопасности и навыкам пилотирования:)

По ощущениям студенческие парашюты на которых я пока летаю гораздо проще в управлении чем мой любительский параплан.

Не знаю как там другие площади (без крайностей) скажем до 150 и загрузкой не выше 1.0. Но подозреваю что не сильно отличаются.

И когда мне парашютисты говорят: "парапланы и парашюты это абсолютно разные вещи"

Я, как человек летающий на том и на другом могу сказать: "что нефига не абсолютно разные вещи а очень даже похожие (что по управлению что и по конструкции)". Даже слово "Параплан" произошел из слов "парашют - планирующий".Наверное не просто так.

Хорошим пилотам-парашютистам не помешает парашютист пролетающий от него в 100 метрах(да даже в 50 чего уж там:))

Так вот. На мой взгляд парапланы очень помогают навыкам пилоторивания парашютов по крайней мере на данном пост аффном этапе. И многим парашютистам очень даже не мешает иногда для саморазвития и большей уверенности полетывать на парапланах)

Пока (в парашютах) я вижу только пользу для себя от парапланерного опыта.

Я может заблуждаюсь, попробуйте меня переубедить?

И вообще интересны выши размшлизмы на этот счет.Спасибо.

Зыы.

Отцы,сразу хочу предупредить, если вам кажется что тема веет чем то:

"Херня эти ваши парашюты, парапланы круче, и правила ваши херня, и инструктора ваши херово учат студентов делать подушку."

То это не так.Это потому что - молод,горяч,амбициозен,самоуверен - понять и простить :)

Суть в том что бы услышать ваше мнение и ваше видение что бы летать безопасно всем.Как-то вот так.

www.skycentre.net

Спасательный парашют. Конструкция, эксплуатация, особенности применения

С тех пор, как парапланеристы освоили полеты на больших высотах, спасательный парашют стал неотъемлемой частью экипировки любого пилота. В длительном маршрутном полете может случиться всякое. В том числе, к сожалению, нельзя исключить возникновение ситуаций, когда основной купол параплана окажется не в состоянии мягко опустить вас на землю. Тогда на помощь приходит спасательная система. Требования, предъявляемые к спас системе достаточно просты: она должна максимально надежно и быстро раскрываться и обеспечить пилоту приемлемую скорость встречи с землей.

Как известно, чем конструкция сложнее, тем выше вероятность ее отказа. Поэтому спас системы делают предельно простыми. Подавляющее большинство спасательных парашютов имеют классические круглые купола и являются неуправляемыми (смотри рис. 96).

 

Рис. 96. Спасательный парашют

Рис. 96. Спасательный парашют «Plus-31» фирмы «Junkers profly».

 

Исключительно важной характеристикой парашюта является минимальная высота, необходимая для его раскрытия. Современные парапланерные спасательные парашюты, при правильных действиях пилота, раскрываются на высотах 30-50 м. Для сравнения можно вспомнить, что минимальная высота срабатывания авиационных парашютов составляет, в зависимости от модели, от 100 до 150 м.

Одним из способов ускорения процесса раскрытия парашюта является использование куполов с втянутыми вершинами. При раскрытии обычного круглого парашюта вершина купола движется как бы навстречу набегающему потоку воздуха. Это несколько замедляет процесс наполнения купола. Если же вершину купола с помощью центральной стропы заранее немного подтянуть к пилоту, то для раскрытия такого купола будет достаточно лишь распахнуться его нижней кромке (смотри рис. 97).

 

Рис. 97. Схема наполнения парашютного купола воздухом

Рис. 97. Схема наполнения парашютного купола воздухом.А — Купол с втянутой вершиной. Б — обычный круглый купол.

 

В «большой авиации» применение куполов с втянутыми вершинами ограничено. Из-за высоких скоростей, на которых обычно вводятся в действие авиационные парашютные системы, мгновенное раскрытие купола создает недопустимо большую перегрузку. Для того чтобы возникающие в момент раскрытия парашюта перегрузки оставались в разумных пределах, некоторые парашюты оснащаются устройствами, которые не ускоряют, а искусственно замедляют скорость их раскрытия.

В парапланеризме полетные скорости существенно меньше. Поэтому чрезмерных перегрузок при раскрытии парашюта не возникает и применение куполов с втянутыми вершинами вполне оправдано. Однако здесь возникает другая проблема. Для быстрого раскрытия парашютного купола нужен мощный поток воздуха. Когда спортсмен-парашютист, находясь в свободном падении (скорость свободного падения 50 м/сек), расчековывает парашютный контейнер, то воздушный поток буквально вырывает оттуда купол и стропы.

На «парапланерных» скоростях (10-20 м/сек) так не происходит. Поэтому пилот-парапланерист, для введения своего парашюта в действие, должен не только раскрыть парашютный контейнер, но и помочь куполу выйти из него и наполниться воздухом. Для этого купол и стропы парашюта укладываются в специальный мешок или конверт называемый камерой. А вытяжное кольцо берет на себя две функции: оно не только раскрывает контейнер, но и еще является ручкой, крепящейся к камере, за которую пилот, при раскрытии парашюта, с возможно большей силой отбрасывает от себя камеру с куполом и стропами (смотри рис. 98).

 

Рис. 98. Пилот достает из парашютного контейнера камеру

Рис. 98. Потянув за вытяжную ручку,пилот достает из парашютного контейнеракамеру с куполом и стропами.

 

Спасательный парашют может быть встроен в подвесную систему или располагаться во внешнем контейнере на боку или груди пилота. У каждого из этих вариантов есть свои достоинства и недостатки.

Если парашют встроить в подвесную систему, он будет меньше всего мешать вам в нормальной жизни, но в случае применения, искать вытяжную ручку на спине вам придется вслепую (смотри рис. 99).

С точки зрения удобства «боевого применения» контейнер с парашютом лучше всего размещать на груди. В этом случае вытяжная ручка будет у вас всегда перед глазами, но в каждом полете вам придется сначала пристегивать, а затем отстегивать контейнер от подвесной системы. Кроме того, с парашютом на груди, будет сложно проконтролировать правильность закрытия грудного замка подвесной системы (смотри рис. 100).

Некоторое промежуточное положение занимает боковое расположение парашюта. Вытяжная ручка будет на виду, не возникнет необходимости в постоянном перестегивании контейнера, но при этом появится небольшая несимметричность в распределении весов и еще вам придется следить, чтобы при «прямом» старте за контейнер не цеплялись стропы (смотри рис. 101)

 

Рис. 99. Парашют встроен в подвесную системуРис. 100. Парашют во внешнем контейнере перед пилотомРис. 101. Парашют во внешнем контейнере на боку пилота

Рис. 99. Парашют встроен в подвесную систему.Рис. 100. Парашют во внешнем контейнере перед пилотом.Рис. 101. Парашют во внешнем контейнере на боку пилота.

 

Спасательный парашют, при правильном применении, благодаря быстроте раскрытия, спасет Вашу жизнь даже на минимальной высоте. Однако, поскольку он является неуправляемым, вы можете приземлиться в малоподходящем для этого месте. Поэтому помните: применение спасательного парашюта всегда связано с некоторым риском.

Для уменьшения вероятности травмы вам следует надежно освоить технику приземлений перекатом. Необходимо также заблаговременно и до автоматизма отработать движения захвата вытяжной ручки парашюта и отбрасывания от себя камеры с куполом.

Существует не так много ситуаций, когда возникает необходимость в применении спасательного парашюта. Но если Вы приняли решение на его раскрытие, действуйте максимально быстро и решительно. Помните, что от четкости ваших действий зависит ваша жизнь. В том случае если вы видите, что жесткое падение неизбежно, то бросайте парашют, даже если остаток высоты не позволит ему раскрыться полностью. Даже частично раскрытый купол может не только весьма существенно ослабить удар о землю, но и сориентирует в пространстве ваше тело так, чтобы вы встретили землю ногами.

Если вы приняли решение применить спасательный парашют, вы должны:

1. Взяться рукой за вытяжную ручку.Если контейнер с парашютом расположен на груди или на боку, то обязательно визуально проконтролируйте правильность захвата ручки.

2. Энергично потянув за кольцо, достать из контейнера камеру с парашютом.

3. Возможно сильнее размахнувшись, отбросить от себя камеру так, чтобы она не попала в купол параплана.

В случае вращения параплана камеру с парашютом следует бросать по направлению вращения.

На рис. 102 хорошо видно, что если бросить камеру в противоположном вращению направлении, то стропы спасательного парашюта намотаются на пилота и стропы параплана еще до того, как его купол начнет наполняться воздухом.

 

Рис. 102. Направление броска камеры со спасательным парашютом

Рис. 102. Направление броска камеры со спасательным парашютом.

 

4. После раскрытия парашюта необходимо немедленно погасить купол параплана, сложив его за второй ряд свободных концов.Консоли параплана должны быть погашены симметрично. Если погасить только одну консоль, то это может привести к неконтролируемому вращению купола параплана и сложению им спасательного парашюта.

5. При приближении к земле заблаговременно приготовиться к приземлению.Перед приземлением сожмите ноги в коленях и щиколотках и слегка согните их в коленях. Ступни ног установите параллельно земле.

6. При приземлении не пытаться удержаться на ногах.Ту часть энергии удара, которую ноги погасить не смогут, вы должны перевести во вращение, уйдя на кувырок. При выполнении кувырка категорически запрещается пытаться смягчить удар о землю руками.

Спасательный парашют — ваша последняя надежда на мягкое приземление. Обращайтесь с ним бережно.

При обслуживании и хранении спасательного парашюта необходимо придерживаться следующих правил:

  • Ремонт и доработки парашюта выполняются только производителем. КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ самостоятельное выполнение эксплуатантом любых ремонтов и доработок парашюта.
  • Не забывайте регулярно переукладывать парашют.

При длительном хранении в уложенном состоянии ткань купола слеживается. Это может существенно задержать раскрытие парашюта в аварийной ситуации.

Обычно спасательный парашют переукладывают не реже чем один раз в три месяца. Причем работа эту должна выполняться независимо от того летали вы с ним или нет. Точные сроки переукладки вашего парашюта вы найдете в его техническом паспорте.

Для того, чтобы не забыть срок очередной переукладки очень полезно законтрить зачековывающую шпильку парашютного контейнера, прикрепив к ней метку с указанием даты очередной переукладки парашюта (смотри рис. 103).

 

Рис. 103. Метка с датой очередной переукладки парашюта

Рис. 103. Метка с датой очередной переукладки парашюта.

 

ПРИМЕЧАНИЕОбратите внимание на то, что шпилька контрится тонкой хлопчатобумажной ниткой и не более чем на один виток. Не увлекайтесь! Если вы перестараетесь и намотаете на шпильку несколько витков какой-либо прочной нити (например синтетической), то разорвать ее, при раскрытии парашюта, будет очень непросто.

  • Парашют должен храниться при температуре от -30 °С до +30 °С и влажности воздуха не более 80%. Не подвергайте парашют чрезмерному нагреву. В жаркий день в закрытых автомобилях на стоянке или в невентилируемой палатке температура может превысить допустимые пределы. Это разрушает ткань купола.
  • Не оставляйте парашют на длительное время под прямыми солнечными лучами. Купол и стропы парашюта изготовлены из синтетических материалов. Ультрафиолетовое излучение солнца разрушает их.
  • При длительном неиспользовании (свыше трех месяцев), парашют следует извлечь из контейнера и хранить в распущенном виде в специально отведенной для этого сумке.
  • При попадании парашюта в морскую воду, его следует промыть обильным количеством пресной воды и затем полностью высушить, так как кристаллизующаяся соль разрушает стропы и купол.
  • Недопустимо хранение парашюта во влажном состоянии. Если парашют намок, то сушить его следует в тени.
  • При проведении полетов в зимнее время, необходимо исключить попадание снега под клапаны парашютного контейнера. При попадании снега в контейнер, парашют следует распустить, высушить и переуложить.
  • Не стирайте парашют с мылом или иным моющим средством. Пользуйтесь только водой. Никогда не трите ткань во избежании ее повреждения. Для чистки купол раскладывается на ровной и чистой поверхности и протирается влажными губкой или мягкой тряпкой.

Источник статьи: http://firstep.ru/kulp/theory/lection-03-11.php

paraplan.guru

Запаска парапланериста и как подготовиться к её применению

Полёты на параплане сопряжены с различными опасностями, но даже в крайних случаях парапланерист может прибегнуть к помощи запасного парашюта. Для того, чтобы выйти целым и невредимым из любой ситуации, нужно быть уверенным в техническом состоянии своего оборудования, а также знать, когда и как его применять.

Оглавление

  1. Психологическая подготовка
  2. Как правильно уложить парашют
  3. Когда открывать запаску
  4. Пошаговая инструкция открытия запасного парашюта
  5. Тренировка навыка

Психологическая подготовка

Слишком позднее использование запаски при полете на параплане (или не использование ее вовсе) в экстренных случаях чаще всего обусловлено исключительно психологическими причинами. К сожалению, в таких ситуациях страх иногда настолько блокирует работу человеческого мозга, что тот уже не может справиться с элементарными операциями по спасению собственной жизни.

В большинстве случаев пилот не бросает своих попыток расправить параплан. При этом он забывает о стремительно уменьшающейся высоте и альтернативных возможностях спасения. Запасной парашют иногда – единственный шанс спасти свою жизнь, например, если параплан разрушается прямо в воздухе. Не стоит надеяться, что именно с Вами такого не случится. Необходим настрой перед каждым полетом по полной программе, прокручивание в голове ваших действий в неординарных случаях. Правильный настрой – это психологическая готовность к тому, что именно сегодня придется побороться за свою жизнь.

Есть один похожий момент, который лежит в основе философии Кастанеды «Путь воина»: жизненно важной и наиболее существенной идеей для воина является идея смерти. Он обязан лелеять ее от рассвета до заката каждый день своей жизни. Одержимость смертью – это и есть путь воина. И десять врагов не смогут победить одного воина, если он проникнут решимостью смерти, как гласят шаманские записи. Такая психология дает возможность воину относиться к смерти спокойной. Поэтому она больше не будет занимать его сознание и позволит работать спокойно над другими важными задачами.

От того насколько вы умеете владеть собой в критической ситуации, как те самые войны, зависит сможете ли вы быстро взять себя в руки, найти выход из ситуации и выйти из нее живым и невредимым. Холодный расчёт и нацеленность на осознанное погружение в процесс полёта, проживание его на 100% и решимость война помогут сформировать правильный настрой и наслаждаться полётами с полным спокойствием и уверенностью в благополучном исходе.

И в дополнение, хочу процитировать слова Ричарда Баха из книги «Биплан», немного их перефразировав, заменив слово самолет на параплан:

«Мы обнаруживаем, что параплан — наш учитель. Параплан не интересуется побуждениями пилота, не понимает его превратно, не злится на него, не обижается, его не нужно утешать и успокаивать. Как и небо, параплан просто есть, он предлагает уроки. Если мы желаем усвоить эти уроки, то вот они, их множество, причем каждый из них можно развить вглубь, прочувствовать до мельчайших подробностей.»

Как правильно уложить парашют

Для того чтобы ваша запаска служила Вам долго и надежно в течение всего срока эксплуатации, необходимо раз 5-6 в год выполнять её «переукладку», следовать и выполнять все предписанные производителем процедуры. Переукладка делается для того, чтобы ткань не залеживалась, и в прослойках ткани не заводилась «вредная» микрофлора. Кроме того, данная процедура позволяет определить состояние резиновых колец, стягивающих уложенный трос. А всё вместе позволит избежать возможных отказов при использовании запасного парашюта. Устанавливать запаску стоит лишь в том случае, если вы точно уверены, что она сработает.

Делать переукладку самостоятельно можно, когда у вас есть полная уверенность в правильности действий, а сначала стоит попрактиковаться под присмотром у специалиста, ведь на кону ваше здоровье.

Отличные резинки можно сделать из велосипедной камеры, не рекомендуется использовать хирургические перчатки и презервативы, поскольку даже при длительном пребывании на солнце они могут потерять свои свойства и превратиться в мягкий каучук. Можно заказать резинки в интернете: кольца для собак, обычные парашютные резинки также подойдут.

Последовательность укладки

1Parashute

Этап 1. Прежде чем парашют переукладывать его следует просушить в течение 24 часов в подвешенном состоянии. Укладка выполняется на чистой и сухой поверхности.

2skreplenie

Этап 2. Все стропы вершины соединяются друг с другом по очереди обрезком паракорда (стропой). Главное, не забыть эту стропу после укладки вынуть.

4karabin1

Этап 3. Все что лишнее укладывается внутрь купола, чтобы не мешалось. Купол растягивается по полу: с верхней стороны вершина купола, с нижней стороны — пучок строп и нижняя кромка.

5Proverka

Этап 4. Проверка строп. Особое внимание уделяется сохранности структуры всех строп.

11Pervay-stropa

Этап 5. Укладка начинается со стропы без стяжки в одних случаях, с маркировкой в других.

12Rovno

Этап 6. Налистывание параплана происходит с двух сторон: параплан делится пополам на равное количество секций. Основной принцип укладки в аккуратности укладки нижней кромки: влияет на скорость раскрытия.

13Perelist

Этап 7. При перелистывании обеих частей внимательно проверяют состояние каждой секции на предмет износа.

15

Этап 8. Все стропы расправляются. Вся слабина в стропах убирается. Низ фиксируется, чтобы стропы не крутились.

10-2-side

Этап 9. После разложения пополам и проверки состояния всех секций.

22

Этап 10. В зависимости от ширины парашют складывается втрое или вчетверо, чтобы вместиться в контейнер. На фотографии вариант с 4 сгибами.

12Parakord-net

Этап 11. Стропа, использованная для стягивания вершины, должна быть извлечена.

14V-konvert

Этап 12. Свернутый парашют помещается в контейнер.

15Upakovka

Этап 13. Упаковочная петля продевается через отверстие в противоположном лепестке. Пучок из строп продевается через упаковочную петлю, чтобы запереть 2 лепестка вместе.

16V-konteiner

Этап 14. Пучок строп должен высовываться только на 5-6 см через упаковочную петлю.

17Stropi-vmeste

Этап 15. Производиться укладка строп восьмерками. Стропы крепятся друг с другом резинками. Желательно устранить всю слабину и убрать её на свободную часть строп.

25

Этап 16. 1/3 строп остается снаружи, чтобы при открытии бросить контейнер на достаточное расстояние.

18Ready

Этап 17. Контейнер запирается пучком строп, причем усилие не должно превышать 200 грамм. Парашют готов к применению.

Лучше всего увидеть процесс поможет видео по укладке, которое набрало больше всего просмотров на Youtube:

Когда открывать запаску

Правильно выбрать время открытия запаски — не простая задача. Чем ближе к земле, тем меньше времени остается бросить спасательный круг. Не всегда удается правильно определить хватит ли высоты, чтобы параплан вышел самостоятельно из сложения, ситуация может ухудшиться.

Ситуации, когда использование запаски может быть оправдано:

  1. Столкновение с другим летательным аппаратом
  2. Запутывание строп управления
  3. Порыв крыла и другие неприятности, связанные с разрушением параплана
  4. Сложение купола без возможности восстановления
  5. Жесткие режимы полета в воздухе, а также летные инциденты вышедшие из под контроля
  6. Чрезмерные перегрузки, возможность потери сознания

А также любые другие случаи потери контроля за парапланом близко к земле. Дополнительные параметры, влияющие на ваше решение:

  1. Особенности параплана: как быстро крыло выходит из сложения
  2. Погодные условия
  3. Состояние атмосферы
  4. Близости к земле

Многие парапланеристы пользуются значением нижней границей высоты, до которой еще можно пытаться выправить ситуацию, а после уже нет. Обычное значение критической высоты для новичков – 152 метра (500 футов). При расчете вашего значения критической высоты следует обращать внимание на то, сколько высоты потребуется для полного раскрытия запасного парашюта. Следует помнить, что чем больше купол запасного парашюта и длиннее его стропы, тем дольше он будет раскрываться.

Особое внимание следует уделить скорости снижения на запасном парашюте. Скорость не должна превышать 6,8 м/с (это минимальный стандарт в Германии), при этой скорости по наблюдению Немецкой федерации парапланеризма травматизм значительно возрастает. Рекомендованное значение скорости у большинства производителей запасок – 5,5 м/с, это значение зависит от площади купола и от веса парапланериста с подвеской. Кроме скорости снижения, важна также скорость раскрытия запаски. Получается своеобразная дилемма: чем больше площадь, тем ниже скорость снижения, но больше время раскрытия. Что ставить на первое место каждый решает сам, но оптимальный вариант – придерживаться рекомендаций производителя.

Самым важным параметром, влияющим на скорость раскрытия вашего парашюта, является направление, в котором бросается запаска, и с какой силой. Худший вариант – перед собой. В этой ситуации ваше тело будет падать вместе с парашютом, и вы будете ждать полного вытяжения строп и купола запаски.

Пошаговая инструкция открытия запасного парашюта

Первый и самый важный шаг на пути к открытию спасательного парашюта – это, собственно, решение применить его. Если контроль над летательным аппаратом был вами потерян на серьезной высоте, то у вас будет какое-то время, чтобы попытаться восстановить контроль. Если же спасательный парашют вы уже применили, то к нормальному полету возврата нет, и необходимо готовиться к экстренной посадке.

Если же вы попали в критическую ситуацию на малой высоте, то требуется принять решение о применении запаски как можно быстрее. Считается, что нужно брать с собой спасательные парашюты каждый раз, когда высота предполагаемого полета будет выше, чем 50 метров. Но известны случаи, когда пилоты спасались и на меньших высотах.

Как только решение о применении спасательного парашюта вами принято, необходимо выполнять следующие действия строго в указанной последовательности:

  1. Найти кольцо запаски убедиться, что не перепутали ее с чем-то другим, шанса на ошибку не будет.
  2. Плотно всеми пальцами схватить кольцо.
  3. Потянуть как можно сильнее – это расстегнет липучки, которые запирают во внешнем контейнере парашют. Контейнер откроется, а вам нужно продолжать держать закрытый внутренний контейнер, который прикреплен к ручке.
  4. Максимально сильно выбросить парашют в направлении вашего движения (это поможет быстрее открыть парашют). Например, при вращении по часовой стрелке бросаем запаску по касательной по ходу и немного вниз.
  5. Нейтрализовать параплан, если вы летели на нем, как только откроется спасательный парашют, удерживать нейтрализованным далее. Если он вдруг откроется повторно, то станет помехой для работы спасательного парашюта и угрозой для жизни.
  6. При приземлении необходимо держать ноги немного согнутыми, колени вместе, использовать парашютные перекаты.
Как держать ноги при встрече с землей во время парашютного прыжка

Как держать ноги при встрече с землей во время парашютного прыжка

Тренировка навыка использования запасного парашюта

Безусловно, навык использования запасного парашюта можно натренировать. И чем основательнее вы подойдете к этому процессу, тем надежнее и безопаснее вы будете чувствовать себя в воздухе. Вот несколько вариантов как можно подготовиться к успешному использованию запаски:

  • Тренировать открывать запаску можно и на земле. Для этих целей используется простой тренажер: симулятор, который крепится к потолку. Ваш товарищ закрутит вас в одну из сторон, а потом отпустит. В этот момент лучше всего попросить его создавать вам дополнительную тряску и толки: так лучше всего сымитировать летную ситуацию. Ваша задача научиться выбрасывать запаску в разные стороны.
  • Хотя бы один раз в полете находите у себя кольцо запаски, учитесь доставать его левой и правой рукой.
  • Мысленно представляйте последовательность ваших действий в случае применение аварийного парашюта.Рассмотреть различные аварийные ситуации: полное сложение купола, частичное сложение купола, столкновение. В каждом случае продумайте план выхода из ситуации. Такая практика поможет увеличить шансы успешного применения запаски.

Советы, данные в этой статье, нельзя назвать аксиомами. Каждая ситуация требует своего решения. Чем качественнее подготовка, тем выше вероятность успешного применения запасного парашюта. Конечно, лучше запаску не применять, но умение с ней обращаться делает полет безопасным.

Мягких посадок и чистого неба. И чтобы количество взлетов равнялось числу посадок!

По материалам:para-excellence.co.uk/reserves.htmlpg.narod.ru/articles/article-zapaska.htmparaplan.ru/safety/parachuteВидео с семинара Дмитрия Гусева

1aviaclub.ru

Оливье Фор (Olivier Faure). Спасательный парашют в парапланеризме — Paraplan.Ru

Оливье Фор (Olivier Faure) известный аэробат, обладатель различных инструкторских лицензий, в том числе на обучение инструкторов.

(опубликовано в Parapente Mag)перевод — Алексей Образцов(Visiteur)

Анджело Крапензано, итальянский разработчик спасательных парашютов, напоминает, что на 216 случаев открытия его парашютов в условиях реальных происшествий был один погибший, шестеро пострадавших и 209 живых и здоровых пилотов. Это кое что значит! Оливье Фор, страстно увлеченный этой темой сделал для Французской Федерации Свободного Полета статью на тему спасательного парашюта. Этот документ, предназначенный в основном для обучения инструкторов, никогда ранее не публиковался в открытой печати. С согласия Оливье Фора и ФФСП мы предлагаем вам сегодня эту новинку. Документ довольно длинный, из-за обилия деталей, но полезный для всех пилотов.Содержание:

1. Вступление2. Случаи использования спасательного парашюта3. Выбор парашюта

3.1 Соответствие парашют/пилот3.2 Соответствие парашют/купол3.3 Соответствие парашют/подвеска3.4 Различные типы парашютов3.5 Различные типы фалов3.6 Различные типы внутренних контейнеров3.7 Расположение внешнего контейнера3.8 Различные системы извлечения3.9 Сертификация спасательных парашютов

4. Уход за парашютом

4.1 Укладка4.2 Размещение в подвеске4.3 Проверка функциональности

5. Как использовать парашют

5.1 Дополнения к предполетному осмотру связанные со спасательным парашютом.5.2 Дополнительные меры предосторожности5.3 Базовые движения:

а. Найти ручкуб. Дернуть за ручку чтобы вытащить внутренний контейнер из внешнего.в. Бросить/отпустить внутренний контейнерг. Погасить основной куполд. Приготовиться к посадке и сестье. Нейтрализовать парашют

5.4 Упражнения в помещении5.5 Упражнения в рамках SIV

1. Вступление

Парапланеризм – это занятие, связанное с риском. Риск этот может в очень большой степени контролироваться если соблюдаются следующие принципы:АКТИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: пилот вырабатывает навыки позволяющие ему избежать летных инцидентов или происшествий:

  • Он проходит строгий курс обучения
  • Он выбирает сертифицированное снаряжение соответствующее его уровню(а не тому которого он хотел бы достигнуть)
  • Он должен с почтением относиться к проявлениям окружающей среды(пример: уметь отказаться от полета из-за плохих погодных условий)
  • Он постоянно ставит под сомнение свои знания и навыки и всегда старается повысить свой уровень.

ПАССИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: пилот приобретает снаряжение снижающее тяжесть последствий инцидента или происшествия , такие как:

  • Шлем
  • Амортизирующая обувь
  • Подвеска со спинным протектором
  • Спасательный парашют

При том, что самое важное – это приобретение навыков активной безопасности, нельзя забывать о положениях пассивной безопасности. Спасательный парашют – это не безделушка. Он спас немало жизней. Но для того, чтобы он спасал, недостаточно его иметь:

  • Известны случаи когда пилоты, летающие с запасным парашютом не бросали свой парашют, и случаи когда парашюты не открывались.
  • Впрочем, риск случайного открытия, существует, хотя его можно минимизировать. То есть парашют может стать источником проблем…

СЛЕДОВАТЕЛЬНО ПИЛОТ ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫМ ЗАПАСОМ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ ЧТОБЫ ПРИОБРЕТАТЬ ПРАВИЛЬНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ И ЧТОБЫ ЕГО СПАСАТЕЛЬНЫЙ ПАРАШЮТ МОГ СУЩЕСТВЕННО ПОВЫСИТЬ ЕГО БЕЗОПАСНОСТЬ.

2. Случаи использования спасательного парашюта

Как и следует из его названия СП предназначен для применения в исключительных случаях, только при крайней необходимости как последнее средство.

  • летные инциденты вышедшие из под контроля
  • Столкновения в воздухе
  • Разрыв аппарата
2.1 Неконтролируемые или летные инциденты или летные инциденты вышедшие из под контроля

Во время летного инцидента пилот должен сначала проанализировать что происходит, затем действовать чтобы вернуться к нормальному полету. Для этого анализа он должен сохранить здравый рассудок несмотря на стрессовую ситуацию. Чем ближе земля, тем быстрее должен быть этот анализ. Воспользоваться СП пилот должен в случае невозможности возврата к контролируемому полету. Невозможность такая может быть связана :

  • С неисправимой деформацией крыла
  • С недостаточной для исправления высотой
  • С недостатком опыта пилота

Деформация с которой можно справится имея запас высоты может потребовать применения СП если возникает на малой высоте.Деформация с которой может справится очень опытный пилот может потребовать применения СП если случается с менее опытным пилотом.Некоторые деформации не позволяют вернуться к нормальному полету, но позволяют сохранить контролируемый полет достаточный, чтобы появилась возможность приемлемого возвращения на землю.Если состояние контролируемого полета слишком ненадежно, чтобы обеспечить возможность приемлемого возвращения на землю, может оказаться предпочтительнее применить СП.ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ МИНИМИЗИРОВАТЬ РИСК ЛЕТНОГО ИНЦИДЕНТА НУЖНО:

  • Летать в условиях соответствующих своему уровню
  • Летать на куполе соответствующих своему уровню

ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ МИНИМИЗИРОВАТЬ ПОСЛЕДСТВИЯ ВОЗМОЖНЫХ ЛЕТНЫХ ИНЦИДЕНТОВ НУЖНО:

  • Знать эти инциденты и научиться их узнавать
  • Научится с ними справляться
2.2 Столкновения в воздухе

При столкновении велик риск запутывания. Выброс СП, увеличивая сопротивление, замедляет падение. Ситуация, хоть и останется некомфортной, от этого улучшится.РИСК СТОЛКНОВЕНИЯ УВЕЛИЧИВАЕТСЯ:

  • Когда уменьшается пространство занимаемое определенным количеством пилотов.
  • Когда сокращается зона динамика(стихает ветер)
  • Когда группа пилотов собирается у кромки облачности перед точкой старта
  • При подходе к контрольной точке
  • При подходе к точке приземления
  • Когда пилоты ослабляют или концентрируют внимание
  • Когда уровень пилотов низкий(им требуется больше пространства так как их траектории неточны и у них не хватает времени посмотреть по сторонам)
  • Когда уровень пилотов очень высокий(они уверены в своих навыках(иногда слишком) и уверены друг в друге(иногда слишком))
  • Когда ухудшается видимость(сумерки, направление против солнца)

РИСК СТОЛКНОВЕНИЯ УМЕНЬШАЕТСЯ:

  • Когда уменьшается количество пилотов в одной зоне
  • Когда увеличивается пространство занимаемое определенным количеством пилотов.
  • Когда пилоты внимательны
  • Когда у пилотов хороший уровень(им требуется меньше пространства так как их траектории точны и они в состоянии смотреть по сторонам.)
  • При хорошей видимости

Бывают ситуации сочетающие несколько факторов риска: так например некоторые летные места предоставляют возможность великолепных вечерних полетов, которые могут продолжаться до ночи в мягком динамике. Эта идиллия привлекает пилотов всех уровней. Все плавно перемещаются в одной, достаточно широкой в начале вечера, зоне. Пилоты позволяют себе полюбоваться заходом солнца. Могут быть также проблемы с видимостью(против солнца). Когда погода ослабевает, благоприятная зона уменьшается и вместе с ней степень безопасности пилотов. В летной школе, задача инструктора наблюдающего за своими учениками усложняется: из-за контрового света труднее опознать каждого ученика, дистанция между куполами сокращается, это время сажать наименее опытных. То есть первостепенно важно предвидеть изменение аэрологии, чтобы избежать рисков связанных со сближением в сумерках.ЧТОБЫ МИНИМИЗИРОВАТЬ РИСК СТОЛКНОВЕНИЯ НУЖНО:

  • Избегать часов пик в популярных летных местах
  • Быть внимательным всегда, а особенно вблизи мест стартов и посадок
  • Всегда смотреть по сторонам вместо того, чтобы упереться взглядом в свой вариометр
  • Соблюдать правила полета в условиях прямой видимости, в частности правила приоритета
  • Понимать какое пространство требуется для спокойного полета.
  • Предвидеть изменение аэрологии
2.3 Разрыв аппарата

Некоторые разрывы могут привести к немедленной и неисправимой потере контроля над аппаратом. Например, разрыв карабина или серьезный разрыв строп. В этом случае не остается другой альтернативы кроме применения СП. В других случаях разрывы оставляют возможность более или менее эффективного пилотирования, например незначительный разрыв строп. Если состояние контролируемого полета слишком ненадежно, чтобы обеспечить возможность приемлемого возвращения на землю, лучше применить СП.ЧТОБЫ МИНИМИЗИРОВАТЬ РИСК РАЗРЫВА:

  • Осуществлять предполетный осмотр перед каждым полетом
  • Заботиться о своем снаряжении
  • Избегать “ремонта на коленке”
  • Тщательно следить за состоянием снаряжения(вести сервисную книжку)
  • Соблюдать предписания разработчика, в частности тех. осмотры

В любом случае нужно принять принцип превентивного обслуживания, базовый принцип безопасности во всех областях аэронавтики.

3. Выбор парашюта

Не все модели идентичны. Они соответствуют различным компромиссам и назначение их не совсем одинаково. Существуют:

  • Различные типы парашютов
  • Различные типы фалов
  • Различные типы внешних контейнеров
  • Различные типы внутренних контейнеров
  • Различные системы извлечения

Нужно выбирать между этими различными возможностями, описанными на следующих страницах. Есть 3 обязательных правила:

3.1 Соответствие парашют/пилот

Парашют должен обеспечивать скорость снижения соответствующую тому что может выдержать пилот на посадке. Скорость снижения приемлемая для молодого двадцатилетнего спортсмена, может оказаться неприемлемой для более пожилого или менее развитого физически пилота!Вилка весов СП должна быть всегда обозначена в прилагаемой инструкции, также как и соответствующая скорость снижения. Действительно, чем больше вес под парашютом тем больше его скорость снижения. Это порождает большую энергию при касании земли, и, как следствие больший риск травм.ТО ЕСТЬ РАЗМЕР ПАРАШЮТА ДОЛЖЕН СООТВЕТСТВОВАТЬ ВЗЛЕТНОМУ ВЕСУ И ПЕРСОНАЛЬНЫМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ ПИЛОТА.

3.2 Соответствие парашют/купол

Парашют должен быть совместим с куполом по относительной высоте стропления. ОН ДОЛЖЕН РАСКРЫВАТЬСЯ НИЖЕ ПЕРЕДНЕЙ КРОМКИ ПАРАПЛАНА.В противном случае он может оказаться “в тени” верхней кромки основного купола и не открыться. Высота стропления СП должна быть меньше высоты параплана. Чтобы это проверить нужно сравнить:

  • Высоту стропления параплана(измерянную от начала свободных концов до точек крепления центральных строп А-ряда на куполе)
  • Сумму высот стропления парашюта(измерянную от начала фала до точек крепления строп на краю парашюта) и расстояния отделяющего точки крепления свободных концов и фала парашюта на подвеске.
3.3 Соответствие парашют/подвеска

Парашют должен быть также совместим с подвеской с точки зрения его размещения:Размеры камеры должны соответствовать размерам и форме внутреннего контейнера, в который вставлен парашют. Это напрямую влияет на нагрузку под которой находится застежка или застежки внешнего контейнера.

  • Длина фала
  • Крепеж ручки на внутреннем контейнере
  • В случае размещения за спиной ручка СП должна быть приспособлена к протектору: чем толще протектор, тем больше камера сдвинута назад, и тем длиннее должен быть ремень ручки СП чтобы последняя оставалась доступной. Тенденция к увеличению толщины протектора подтолкнула конструкторов к тому, чтобы переместить камеру набок, чтобы избежать этого, так как если ручка расположена слишком далеко от внутреннего контейнера, выбрасывать СП неудобно.

Внимание: когда протектор извлечен, как это рекомендуется для всех курсов SIV, позиция внешнего контейнера уже не зафиксирована. Он может двигаться влево вправо и последует за движением в момент натяжения ручки, это может затруднить открытие. Различные разработчики сейчас работают над тем, чтобы закрепить камеру на подвеске при удалении протектора.

3.4 Различные типы парашю

paraplan.ru

Как управлять парапланом

Параплан Постановка параплана 5-я стадия Почти можно лететь

Параплан Постановка параплана 5-я стадия Почти можно лететь

Параплан Надпись на куполе переводится как - УБИЙЦА ПИВА

Параплан Надпись на куполе переводится как — УБИЙЦА ПИВА

Некоторые люди думают, что параплан – это, то же самое что и парашют. На самом деле это не просто не так, а совсем не так. Парашют предназначен только для приземления, а параплан для полёта. Параплан и парашют применяются совершенно по разному. Парашют укладывается в специальный рюкзак и раскрывается после выхода человека из самолёта. Параплан раскрывается и тщательно раскладывается на земле человеком перед взлётом, собственно для того, чтобы взлететь. Парапланы бывают с мотором и без мотора. Параплан – это самый доступный личный летательный аппарат.

Параплан Постановка параплана 1-я стадия

Параплан Постановка параплана 1-я стадия

 

Первое «железное» правило для полёта на параплане – это приемлемые для полёта погодные условия. От этого напрямую зависит Ваша безопасность при полёте на параплане. Полёт на параплане возможен только при таких погодных условиях.

Первое — полёт на параплане возможен только в сухой день. Это значит, что дождь не только не идёт, но и не собирается идти, как минимум ближайшие 7 часов.

Второе – допуск по скорости ветра. Скорость ветра, при которой вообще физически возможен взлёт на параплане — до 10 метров в секунду. Но, при такой скорости взлёт уже не желателен. Желательно взлетать при скорости ветра до 7 метров в секунду. Оптимальная скорость ветра для взлёта, 3 – 4 метра в секунду.

Параплан Постановка параплана 2-я стадия

Параплан Постановка параплана 2-я стадия

Параплан Постановка параплана 3-я стадия

Параплан Постановка параплана 3-я стадия

Параплан Постановка параплана 4-я стадия

Параплан Постановка параплана 4-я стадия

Параплан без мотора Полёт над горами

Параплан без мотора Полёт над горами

Параплан Восходящие термические потоки воздуха-возможность взлетать без мотора

Параплан Восходящие термические потоки воздуха-возможность взлетать без мотора

 Сначала я объясню порядок взлёта на параплане без мотора. Взлететь на параплане без мотора можно только со склона горы.

Сначала тщательно раскладываем купол параплана на земле. При этом соблюдаем такой порядок. Передняя кромка купола, которая будет в полёте впереди, раскладывается на земле назад, относительно направления полёта, а задняя кромка купола соответственно вперёд по ходу движения. То есть купол параплана на земле раскладывается на спину. Стропы параплана просто растягиваются прямо по всей их длине. Совершенно строго следим за тем, чтобы стропы параплана не были запутанными и лежали на земле отдельно одна от другой. Затем надеваем на себя ремни крепления к стропам параплана и застёгиваем все карабины.

Становимся лицом к куполу, то есть спиной к направлению полёта. Теперь пристёгиваем карабин крепления ремней к кольцу крепления строп. Это делается так, чтобы после разворота прямо по направлению полёта стропы не были перекрещены, то есть стоя лицом к куполу пристёгиваем карабины крест — на крест.

Чтобы полететь на параплане, нужно научиться его «ставить». Для взлёта начинаем интенсивное движение спиной вперёд. Руки, при этом держим на ремнях. Локти рук обязательно должны быть выпрямлены и обязательно повёрнуты внутренней стороной вверх. Это обязательное условие. Следим, как наполняется и начинает подниматься вверх купол параплана. Когда купол встанет вертикально, нужно развернуться лицом вперёд по направлению полёта и сделать ещё несколько интенсивных шагов вперёд. Это и есть умение «ставить» параплан. В этот момент Вы должны находиться на краю склона горы.

Затем, если Вы чувствуете натяжение строп и подъёмную силу параплана, поджимаете ноги под себя и начинаете полёт.

Управление парапланом в воздухе очень простое. Параплан имеет две стропы управления. Они называются «клеванты». Обычно они красного цвета и находятся, во время полёта, рядом с вашей головой. Тянете вниз правую «клеванту» — поворачиваете направо. Тянете вниз левую «клеванту» — поворачиваете налево. Тянете вниз обе «клеванты» сразу – приземляетесь.

Если поймать на параплане мощные восходящие потоки воздуха, то можно набрать высоту 2 500 метров.

на Ваш сайт.

krasvozduh.ru

Сравнительный анализ способов укладки и раскрытия запасных парашютов

Существуют три основных схемы введения в поток и раскрытия парашюта:

1. Прямая последовательная схема (классическая) – сначала вытягиваются стропы на всю длину, затем расчековывается камера купола и происходит наполнение купола (парашюты Д-1, Д-5, Д-6, Колибри и т.д.)2. Схема обратной последовательности – сначала вытягивается купол, затем наполняющийся купол вытягивает стропы ( З-5, СПС-Д, СП-33 и т.д.)3. Параллельная схема – наполнение купола и вытягивание строп происходит одновременно (большинство спасательных парашютов для парапланов)

Любая схема введения парашюта в действие должна обеспечивать минимальное время раскрытия парашюта, особенно при малых скоростях и максимально возможную надёжность раскрытия (минимальную вероятность отказов). Практика парашютостроения показывает, что первое требование всегда противоречит второму и приходится искать компромисс.

При прочих равных условиях минимальное время раскрытия обеспечивает параллельная схема, а максимальную надёжность обеспечивает прямая последовательная схема. По надёжности и времени раскрытия схема обратной последовательности занимает промежуточное положение между схемами 1. и 3.

Схемы 1. и 3. одинаково пригодны для введения парашюта в действие «броском».

Расчёты и результаты обработки видеосъёмки процесса раскрытия парашюта Колибри-36 показывают, что если в этом парашюте применить параллельную схему введения в действие, т. е. использовать распашной контейнер-конверт и безгазырную укладку строп, то можно получить уменьшение времени раскрытия парашюта в 1.5 раза при скорости введения парашюта 8-10 м/с.

Однако хотя параллельная схема и даёт существенный выигрыш по времени раскрытия парашюта, она имеет два серьёзных недостатка по сравнению с прямой последовательной схемой:

1).Возможность перехлёста стропами при скорости введения парашюта 30 м/с и более. Такая скорость может быть в случае полного обрыва строп параплана, либо когда купол параплана сложился во «флаг» и его стропы вытянуты в жгут.

2).Наполнение купола происходит в непосредственной близости от парапланериста, строп и купола параплана, т.е. существует достаточно большая вероятность зацепления спасательного парашюта за элементы параплана и за самого парапланериста, особенно при вращении.

Практически любой спасательный (запасной) парашют для парапланериста из имеющихся на рынке может быть уложен в различные контейнеры, обеспечивающие его раскрытие по схеме 1., 2. или 3. Следовательно для выбора варианта конструктивного исполнения контейнера необходимо тщательно взвесить достоинства и недостатки имеющихся схем раскрытия парашюта и решить, что является наиболее важным в каждом конкретном случае.

Кузин Александр – в прошлом ведущий инженер НИИ парашютостроения.

 

Источник статьи: http://www.maiclub.ru/

paraplan.guru


Смотрите также



(89088)-732-232
 

с 11:00 до 18:00 (время тюменское

+ 2 Москвы )

Карта Сайта