http://goroskop.biz.ua

Безопасное приземление с парашютом типа «крыло». Крыло парашют


Основы безопасного приземления для начинающих парашютистов

Безопасное приземление с парашютом типа крыло

Приземление — самая травмоопасная часть прыжка. «О воздух еще никто не убился», — часто повторял мой инструктор, откупоривая очередной пузырек с валерьянкой.

Разбираемся, как приземлиться безопасно и сохранить нервные клетки друзей и инструкторов.

1. Я хочу приземлиться безопасно. С чего начать?

Начать подготовку к приземлению нужно еще на земле, перед посадкой в самолет.

  • Запомните направление ветра. Это пригодится, если после раскрытия вы не сможете увидеть колдун из-за облачности или ошибки в выброске. В качестве ориентира лучше всего использовать солнце, например: «На малом сносе солнце должно светить в левый глаз».

  • Определите силу ветра и узнайте горизонтальную скорость своего купола. Чем сильнее ветер, тем проще будет сделать подушку — горизонтальная скорость купола будет гаситься за счет скорости ветра. Сложнее всего приземляться в штиль. Силу ветра можно определить по колдуну, а скорость купола — узнать у старших товарищей. Обычно, горизонтальная скорость студенческих парашютов равна 5-7 м/с.

  • Узнайте у дежурного по площадке как строить заход: через правое или левое плечо. Еще он может подсказать, где лучше начинать заход, на какие точки ориентироваться и чего опасаться.

  • Осмотрите площадку приземления, запомните расположение препятствий, заборов, узнайте о запасных площадках. Обращайте внимание на неровность поверхности: ямки, камни, высокую траву и кусты.

  • Составьте примерный план приземления. Понаблюдайте за другими парашютистами: посмотрите, как они строят заход, какое расстояние пролетают после крайнего разворота, с какими сложностями сталкиваются.

2. Как определить силу ветра по колдуну?

Используйте схему.

Определение силы ветра по колдуну

3. Что делать после открытия парашюта?

Сразу убедитесь, что купол сможет обеспечить безопасное снижение. Помимо стандартного «наполнен-устойчив-управляем», нужно проверить еще и подушку. На достаточной высоте плавно затяните клеванты — скорость должна уменьшиться, шум ветра стихнуть, а вы — почувствовать перемещение вперед. После этого медленно отпустите клеванты вверх на 15-20 см, чтобы избежать резкого клевка купола.

Если вдруг вы сомневаетесь в работе парашюта — не мешкайте: контроль высоты — отцепка — запаска.

4. Как строить заход на приземление?

Мысленно разделите аэродром на 2 части линией, проходящей через точку приземления перпендикулярно направлению ветра. Заходить на дальнюю половину на высоте до 300 метров нельзя. Снижайтесь до этой высоты на первой половине аэродрома по змеевидной траектории. Амплитуда змейки в начале спуска должна быть примерно по 10-12 секунд в каждую сторону.

С высоты 300 метров ориентируйтесь на контрольные точки:

  1. Высота 300 метров, удаление от цели 300 метров — летите в створе ветра лицом к цели (по ветру)

  2. Высота 200 метров, удаление от цели 200 метров — летите на траверзе цели (боком к цели)

  3. Высота 100 метров, удаление от цели 100 метров — выполняйте крайний разворот, летите в створе ветра лицом к цели (против ветра)

Такое построение захода называется «коробочкой» и используется парашютистами, парапланеристами и даже летчиками по всему миру.

Построение коробочки

Если прозеваете высоту, скорректируйте точку приземления и проходы по коробочке. Избегайте разворотов на 180o.

Как только вы выполните крайний разворот и встанете лицом к цели — разгоняйте купол и завершайте приземление подушкой.

5. И так страшно! Зачем еще разгонять купол?

Разгоняют купол перед приземлением для повышения его устойчивости. Когда парашют летит с максимальной скоростью, увеличивается давление между верхней и нижней оболочкой. В результате возрастает жесткость купола, что позволяет «пробивать» термические потоки и минимизировать влияние бокового ветра.

Учиться разгонять купол лучше в несколько этапов:

  1. На самых первых прыжках — просто полностью отдавайте клеванты, купол глотнет воздуха и вы сможете сделать хорошую подушку.

  2. Когда освоите выполнение подушки — после крайнего разворота и выхода на прямую висите на передних свободных концах метров до 12 (немного выше верхушек деревьев). Затем отпустите их и делайте подушку.

  3. После того, как научитесь разгонять купол на передних свободниках, переходите к крайнему развороту на переднем свободном конце.

6. Когда начинать делать подушку?

Переводите купол в средний режим на высоте 6 метров. Ориентиром могут служить верхушки деревьев. Начинайте дотягивать подушку до конца на высоте 1,5 метра. Все движения делайте плавно.

Если начали подушку немного раньше — уменьшите темп затягивания клевант — это даст вам возможность подождать до нужной высоты и уже там закончить процесс выравнивания и переход в горизонтальный полет.

Если проворонили момент подушки — задавите клеванты чуть резче — так вы моментально выведите купол в горизонт и спасете приземление.

Важно: если начали делать подушку слишком высоко ни в коем случае не бросайте клеванты! Иначе купол выполнит резкий «клевок» и вы на большой скорости врежетесь в землю. Результаты будут самыми плачевными — от сильных ушибов и растяжений до тяжелых переломов и разрывов связок.

7. Что делать, если порывом ветра меня заваливает набок?

В первую очередь нужно понять, что никакого порыва ветра нет. Скорее всего вы переводите купол в средний режим неравномерно.

Сначала проверьте руки — они должны быть на одной высоте. Начинающим парашютистам часто советуют держать руки перед собой при выполнении подушки — так вы будете видеть и контролировать их.

Если с руками все в порядке — проверьте положение тела в подвесной системе, убедитесь, что нет перекоса ножных обхватов.

Затем компенсировать крен будет несложно: если уводит вправо — тяните левую клеванту и возвращайтесь на свое место; если уводит влево — тяните правую. Не делайте резких движений.

8. Лечу в какую-то стену! Как спастись?

Выставьте ноги вперед и максимально напрягите. Ноги должны быть вместе, ступни параллельно препятствию. Встречайте стену как землю — сделайте подушку и постарайтесь погасить вертикальную и горизонтальную скорости купола.

Точно также нужно приземляться и на другие препятствия: заборы, деревья, крыши и любые неровности поверхности.

Если вдруг влетите в окно — не забудьте поздороваться.

9. Выберу опытного парашютиста и полечу за ним. Почему так не делают другие?

Идея хорошая, но трудно реализуемая: опытные парашютисты обычно летают на скоростных куполах с высокой загрузкой, а студенты и начинающие — на больших прямоугольных парашютах с загрузкой меньше единички. Поэтому повторить траекторию движения выбранного «эталона» скорее всего не получится.

Есть и еще одна опасность в полете за чужим куполом — попадание в спутный след. Летящий парашют оставляет за собой турбулентный след, похожий на след позади лодки. Он действует на протяжении примерно 15 метров позади купола и только на большом расстоянии затухает и становится незначительным. Купол, попавший в спутный след, может схлопнуться, и тогда вы упадете с большой высоты, будучи совершенно к этому неготовым.

Но следить за приземлением старших товарищей полезно — посмотрите, как они строят коробочку, под каким углом приземляются. Только не увлекайтесь и не забывайте о собственном парашюте и безопасности.

Пилотирование парашютов типа «Крыло»

aviatus.ru

Указания по эксплуатации запасного парашюта ZOOM

Общая информация

Настоящая инструкция не предназначена для обучения технике парашютного спорта, а также навыкам введения в действие, управления куполом и приземления. Инструкция по эксплуатации является кратким руководством, которое не может заменить обучение и инструктаж, проводимые опытными специалистами. Учитывая риск для здоровья и жизни, неизбежно возникающий при каждом применении парашюта, настоятельно рекомендуем вам перед первым использованием парашюта, а также в случае, если у вас возникают вопросы по поводу конструкции или применения парашюта, проконсультироваться с опытным инструктором или с компанией-производителем.

Кроме этого, парашютные ассоциации всего мира публикуют рекомендуемые методики по обучению технике парашютного спорта и эксплуатации парашютного оборудования. Рекомендуем вас изучить эти приемы и следовать им.

Поскольку парашюты производятся и проверяются людьми, всегда существует вероятность того, что они содержат недостатки, являющиеся результатом человеческой ошибки. Именно поэтому производитель настоятельно рекомендует перед первым и каждым последующим применением осуществлять тщательную проверку всех составляющих парашютной системы: основного купола, запасного парашюта, подвесной системы, ранца и других составляющих. Для осмотра, установки страхующего прибора, укладки парашюта следует привлекать только квалифицированных экспертов — профессиональных риггеров и инструкторов.

Для того чтобы своевременно получать информацию о новых разработках, а также доработках существующей парашютной техники, об изменениях в технической документации, в т.ч. инструкциях, производитель рекомендует Вам регулярно посещать официальный сайт: www.ivparachute.ru.

Со временем по ряду причин парашюты утрачивают свои первоначальные свойства. В частности, они изнашиваются во время укладки, раскрытия и приземления, а также теряют в свойствах от воздействия таких факторов, как солнечный свет, тепло, взаимодействие с химическими веществами. Повреждения могут быть как очевидными, так и незаметными. По этой причине во избежание рисков, связанных с эксплуатацией парашютной системы, парашют необходимо подвергать тщательной проверке как минимум один раз в год.

Парашютные ассоциации всего мира регламентируют укладку и циклы проверки парашютов. Убедитесь, что Вы знаете подобные требования. Как отмечалось выше, осмотр парашютной техники должен проводиться квалифицированным риггером, который уже имел опыт обращения с данным типом парашюта.

Необходимо немедленно осмотреть парашют, если он был подвергнут воздействию веществ, ухудшающих его первоначальные свойства.

Помните, что некоторые химические вещества будут продолжать негативное воздействие в течение длительного времени. Регулярные и тщательные проверки необходимы для сохранения структурной целостности, надежности и летных характеристик парашюта.

Всегда будьте в курсе истории эксплуатации каждого элемента Вашей парашютной системы. Таким образом, Вы будете знать, что ни один элемент Вашей системы не был подвержен воздействию веществ, которые могут серьезно ослабить или повредить Ваш парашют.

 

Как правильно выбрать купол

ОАО «Полет» предлагает широкий спектр моделей и размеров парашютов, имеющих различные эксплуатационные ограничения. Чтобы убедиться в правильности своего выбора, рекомендуем внимательно познакомиться с этим разделом.

При выборе купола необходимо учитывать ваш уровень подготовки и вес.

С увеличением массы вертикальная скорость снижения и горизонтальная скорость перемещения возрастают. Купол также становится более легким в управлении и реагирует более радикально при свале или повороте. Возрастает способность движения против ветра, но аэродинамическое качество парашюта снижается. По причине аэродинамических факторов перегружать купол небезопасно.

Если купол является слишком маленьким для Вас, сложно говорить о безопасности и удачных приземлениях даже для опытных парашютистов при благоприятных условиях. Менее опытные парашютисты должны быть более осторожны при выборе купола.

Пояснения к летным характеристикам купола, представленные ниже, основаны на летных условиях на уровне моря. При приземлении на площадку расположенную на высоте более 600 метров выше уровня моря, необходимо принять во внимание, что лучше использовать купол на размер больше, чем при спуске на уровне моря.

Определение нагрузки на крыло парашюта, с которым Вы намереваетесь прыгнуть и который Вы собираетесь купить, необходимо соотносить не только с массой парашютиста, но и с определенным типом купола. Нагрузку на крыло можно легко рассчитать, разделив общую массу парашютиста в снаряжении, выраженную в фунтах, на площадь парашюта, выраженную в квадратных футах. Общая масса парашютиста — это масса парашютиста с учетом одежды и оборудования, включая все компоненты парашютной системы.

Размер куполов ОАО «Полет» указан в информационной таблице на верхней стороне центральной секции. Проверьте данные по информационной таблице, так как купола разных размеров могут выглядеть одинаково.

Типичная, готовая к совершению прыжка, спортивная парашютная система имеет массу от 6,8 до 13,6 кг (15-30 фунтов). Прибавьте к этому массу костюма, одежды, аксессуаров, массу тела, чтобы получить общую полетную массу.

Например, масса парашютиста 75 кг (165 фунтов) вместе с костюмом, масса ранца 11,35 кг (25 фунтов), следовательно, общая полетная масса составит 86 кг (190 фунтов).

Чтобы вычислить нагрузку на крыло купола площадью 19,6 м2 (210 кв. футов) для парашютиста общей полетной массой 86 кг (190 фунтов), следует общую полетную массу, выраженную в фунтах поделить на площадь купола парашюта, выраженную в квадратных футах:

190 фунтов/210 кв. футов = 0,9 фунтов/кв. фут

Калькулятор загрузки купола

Теперь вычислите нагрузку на крыло основного и запасного парашютов, с которыми Вы собираетесь совершить прыжок. Сравните нагрузку на крыло основного и запасного парашютов. Как правило, если нагрузки аналогичны, и если купола имеют аналогичную конструкцию, горизонтальную и вертикальную составляющие скорости снижения, то требования к уровню подготовки не отличаются. Если нагрузка на крыло основного и запасного парашюта сильно отличаются, купола будут вести себя неодинаково в полете.

Очень важным является тот факт, к какой нагрузке Вы привыкли, поэтому сравните эту нагрузку с нагрузками на купола, с которыми Вы прыгали ранее. Если нагрузка на 15% больше той, к которой вы привыкли, купол может показаться слишком быстрым, с высокой скоростью снижения, а также сложным для выравнивания. Это может быть очень опасно, поэтому рекомендуемая разница должна составлять менее 15%.

Кроме того, следует избегать более высокой нагрузки на крыло, чем Вы использовали ранее, а также имейте в виду, что конструкция запасного парашюта не позволяет загружать его как основной. При высокой нагрузке на крыло у Вас будет очень мало времени для решения, как приземляться, даже при раскрытии на большой высоте. Также примите во внимание, что раскрытие запасного парашюта происходит на гораздо более низкой высоте, чем раскрывается основной купол. Есть возможность, что приземление придется выполнять вне границ площадки приземления или намеченной зоны. Поэтому, выбирая парашют с высокой нагрузкой на крыло, Вы должны сами для себя решить, готовы ли вы идти на риск, приземляясь с маленьким, быстрым куполом, имеющим высокий показатель скорости снижения, которую вы когда-либо практиковали, приземляясь при этом в нежелательном месте?

 

Взаимосвязь нагрузки на крыло, размера купола и уровня подготовки парашютиста

Вместо единого значения «максимальная полетная масса» теперь публикуется таблица 3, включающая пределы максимальной полетной массы в фунтах (lb) и килограммах (кг), согласно уровню подготовки парашютиста для различных моделей запасных парашютов серии ZOOM.

Таблица 3

Модель Студент Новичок Переходный Продвинутый Профессионал Абсолют. макс.
ZOOM-120 Не рекомендуется Не рекомендуется 50кг110lb 60кг132lb 70кг154lb 100кг220lb
ZOOM-135 Не рекомендуется Не рекомендуется 60кг132lb 70кг154lb 80кг176lb 115кг250lb
ZOOM-150 Не рекомендуется 55 кг121lb 65кг143lb 75кг165lb 90кг198lb 115кг253lb
ZOOM-170 Не рекомендуется 65кг143lb 75кг165lb 85кг187lb 100кг220lb 115кг253lb
ZOOM-190 Не рекомендуется 75кг165lb 85кг187lb 100кг220lb 110кг242lb 115кг253lb
ZOOM-225 70 кг154lb 80кг176lb 95кг209lb 110кг242lb 120кг264lb 130кг286lb
ZOOM-260 90 кг 198lb 105кг231lb 120кг264lb 130кг286lb 130кг286lb 150кг330lb

 

Как определяются различные категории?

Для определения уровней подготовки, промежуточных между уровнем «студент» (первый прыжок) и уровнем «профессионал» (для лучших спортсменов мира), нет четких критериев. Одним из показателей, по которому определяется уровень подготовки, является количество прыжков. Другими важными факторами являются парашютные системы, используемые при совершении прыжков, а также то, как часто совершались прыжки. Важное правило, которого стоит придерживаться — уменьшать размеры купола не более чем на 15% по сравнению с тем, к которому Вы привыкли.

Для определения уровня подготовки можно воспользоваться таблицей. Например, если у Вас купол ZOOM-150 и полетная масса составляет 195 футов (89 кг), мы полагаем, Вы являетесь профессионалом. Если Вы считаете себя новичком, тогда этот купол не подходит Вам. Вы также должны сверить свою полетную массу с площадью основного купола. Стоит отметить, что показатели веса, указанные для каждой категории, являются максимальными, а не требуемыми. Многие профессионалы предпочитают прыгать с меньшей нагрузкой на крыло, чем указано в таблице, по разным причинам.

Влияние температуры и высоты площадки приземления на посадочные характеристики запасного парашюта

Посадочные характеристики запасного парашюта ухудшаются с повышением температуры и высоты площадки приземления. Для введения поправки на это рекомендуем Вам снизить все показатели веса (исключая минимальные) на 2% на каждые 300 м превышения площадки приземления над уровнем моря. Дополнительно Вы должны снизить все показатели (исключая минимальные) на 1% на каждые 3°С выше стандартных атмосферных условий. Стандартным атмосферным условиям соответствует 15°С на уровне моря температура снижается на 6,5°С на 1000 м.

Нецелесообразно снижать посадочный вес, поэтому Вам необходимо определиться с этими показателями, когда Вы покупаете или выбираете парашют для использования.

 

Описание нагрузки на крыло

В этом разделе описывается, какие свойства имеют купола при различных нагрузках на крыло. Поскольку уровень нагрузки на крыло в большинстве случаев определяется парашютистами самостоятельно, исходя из опыта и индивидуальных предпочтений, этот раздел содержит лишь общую информацию. В любом случае, рекомендуем вам сравнить нагрузку на крыло вашего нового парашюта с нагрузками на купол, с которым вы прыгали ранее.

  1. Нагрузка на крыло менее 0,45 фунтов/кв. футПарашют слишком большой для Вас. Скорость купола будет очень маленькой и, возможно, парашют не будет иметь достаточной способности движения против ветра, даже слабого. Турбулентность окажет очень большое влияние на купол. Небольшая турбулентность или порывы ветра, через которые проходят купола с большими нагрузками на крыло, может быть достаточной для того, чтобы вывести купол из состояния равновесия. Рекомендуем не использовать купола с нагрузкой менее 0,45 фунтов/кв. фут.
  2. Нагрузка на крыло от 0,45 до 0,7 фунтов/кв. футТакой парашют представляет собой мало нагруженный или умеренно нагруженный парашют. Он подходит для учеников и людей, имеющих низкий уровень подготовки, а также является аварийным парашютом для пилотов с низким уровнем подготовки при аварийном покидании самолета. Купол будет довольно медленным и легко управляемым. Приземление будет довольно мягким, без необходимости выравнивания, которое требуется куполам, имеющим более высокую нагрузку на крыло. Совершая прыжок с куполом, имеющим такую нагрузку на крыло, Вы будете более ограничены относительно скорости ветра, порывов ветра, турбулентности по сравнению со спортсменами, прыгающими с куполом, имеющим более высокую нагрузку на крыло.
  3. Нагрузка на крыло от 0,7 до 1,0 фунта/кв. футЭто умеренно нагруженный купол. Если эта нагрузка на крыло выше той, к которой Вы привыкли, скорость движения и поворота купола будет высокой. Поэтому потребуются дополнительные навыки для удачной посадки. Маленькие ошибки при выравнивании, которые были незначительными на большем куполе, окажутся довольно заметными при использовании этого. Кроме того, будет гораздо сложнее приземлиться на ограниченную зону посадки. Убедитесь, что уровень Вашей подготовки соответствует данным требованиям.
  4. Нагрузка на крыло от 1,0 до 1,4 фунтов/кв. фут — Этот купол является высоко и очень высоко нагруженным. Для удачного приземления необходим высокий уровень подготовки, даже при идеальных условиях приземления. Если эта нагрузка выше той, к которой Вы привыкли, скорость движения и поворота купола будет очень высокой. Чтобы уменьшить скорость снижения до приемлемого уровня, необходимо тщательное выравнивание. При посадке скорость также может быть высокой. Свал произойдет при довольно высокой скорости. С таким парашютом будет сложно приземлиться на ограниченную площадь.ОАО «Полет» рекомендует совершить как минимум 300 прыжков с куполом «крыло» и как минимум 50 прыжков с парашютом площадью на 15% больше этого запасного парашюта перед использованием запасного парашюта. При выборе купола с такой нагрузкой или более, необходимо помнить о риске, связанном с использованием такого купола.
  5. Нагрузка на крыло 1,4 фунта/кв. фут и болееЭто очень высокая нагрузка на крыло. Угловая скорость вращения, горизонтальная скорость перемещения и скорость снижения будут очень высокими. Для удачного приземления необходим высокий уровень подготовки, даже при идеальных условиях посадки. Диапазон натяжения строп управления может быть очень маленьким, с резким свалом. Это может быть очень опасно.ОАО «Полет» рекомендует спортсменам выбирать купол с меньшими нагрузками на крыло. Лишь незначительное количество парашютистов-профессионалов, имеющих огромный опыт и отличные навыки управления основными парашютами, способно успешно использовать запасные парашюты с такой нагрузкой на крыло. Несмотря на то, что использование таких парашютов разрешено и законно, мы должны предупредить вас о возможном риске.

Ниже представлены минимальные требования к опыту парашютиста:

  • парашютист должен совершить как минимум 500 прыжков с куполом «крыло» и как минимум 100 прыжков с куполом «крыло», который больше чем запасной парашют не более чем на 15%;
  • в книжке учета прыжков, выданной главной ассоциацией страны, необходима отметка инструктора, имеющего соответствующий рейтинг, утверждающая, что спортсмену были даны инструкции, касающиеся куполов с высокой нагрузкой на крыло;
  • при использовании купола с максимальной нагрузкой на крыло спортсмен продемонстрировал, что его использование для него является безопасным;
  • нагрузка на крыло основного парашюта не должна превышать максимальную нагрузку.

Требования к уровню подготовки — очень важный критерий.

Условия посадки, погода и навыки парашютиста являются факторами риска, которые могут привести к травмам и более серьезным последствиям. Кроме того, не забывайте, что если вы потеряете сознание в полете, а запасной парашют откроется страхующим прибором, из-за неконтролируемого приземления возможно получение травм и более серьезных последствий вплоть до летального исхода. По этим причинам мы рекомендуем купол с меньшей нагрузкой на крыло.

Абсолютная максимальная полетная масса это абсолютный допустимый предел, превышение которого парашютистом не допускается ни при каких обстоятельствах. При превышении этого лимита может произойти отказ элемента конструкции. Превышая абсолютную максимальную полетную массу, Вы рискуете получить серьезные травмы и более серьезные последствия вплоть до летального исхода.

 

Летные характеристики

Основные инструкции по полету с куполом, имеющим малую нагрузку на крыло

Этот раздел является дополнением к основным инструкциям по использованию данного парашюта, составленный квалифицированным инструктором. Раздел не является обучающим курсом и не может рассматриваться в качестве такового.

При раскрытии запасного купола «крыло» проверьте высоту. Если высота достаточная, подготовьте купол для полета следующим образом:

  • расчекуйте стропы управления путем натягивания звеньев управления. Обратите внимание, что если расчекуется только одна стропа управления, купол начнет поворачиваться. В зависимости от его размера и нагрузки на крыло, купол может поворачиваться довольно быстро. В редком случае, при возникновении трудностей с отцепкой, вращение купола может быть остановлено, если продолжать тянуть ту сторону, на которой произошла расчековка, до полной остановки. На этой стадии, если необходимо, устройство рифления может быть спущено вниз путем натяжения звеньев управления до пояса и удерживания их в течение нескольких секунд, а затем подъема их обратно. Если некоторые секции не раскрылись, это действие поможет им сделать это. Возможно, придется повторить это действие два или три раза. Выполняйте это действие только в том случае, если Вы находитесь на достаточной высоте;
  • выберите зону приземления, будучи уверенным, что Вы ее достигнете. Помните, что запасной парашют не будет обладать такой возможностью планирования, как основной. Высота раскрытия, возможно, будет меньше нормальной. Чем раньше Вы начнете искать место посадки, тем больше вариантов для выбора у Вас будет. Немедленно поворачивайте к намеченной зоне;
  • если после достижения намеченной зоны посадки остается достаточная высота, попробуйте выполнить в воздухе выравнивание. Обратите внимание на диапазон регулирования и на свал купола. Если выравнивание чрезмерно, можно упасть и довольно сильно удариться об землю;
  • при первом полете практикуйте консервативный подход. Устанавливайте высоту окончательного захода на посадку выше среднего. Избегайте разворотов на малом расстоянии от земли. Помните, что летные характеристики этого купола могут сильно отличаться от тех, с которыми Вы сталкивались раньше. Купол в условиях ветреной погоды может не идти против ветра и может быть подвержен «болтанке» и подвороту боковых секций, терять высоту менее интенсивно, чем Вы ожидаете. Постарайтесь приземлиться против ветра. Однако важнее избежать поворотов при приземлении. Не рекомендуется совершать повороты на высоте менее 60 метров над уровнем земли.

Инструкция к полету с куполом, имеющим высокую нагрузку на крыло

Поскольку использование парашютов с высокой нагрузкой на крыло рекомендовано только профессионалам с высоким уровнем подготовки, инструкции этого раздела предназначены для опытных спортсменов.

Чем меньше запасной парашют, тем меньший диапазон втягивания строп управления и более резкий свал он имеет. Поэтому необходимо осуществить несколько опытных выравниваний на допустимой высоте. Это даст Вам хорошее представление о длительности диапазона управления, а также о том, насколько можно тянуть звенья управления без свала купола. Допустимая высота зависит от опыта парашютиста. Однако практическое выравнивание возможно, если действия были выполнены при чрезвычайных обстоятельствах на рекомендуемой высоте. Помните, что Вы теряете высоту, поэтому выполняйте практическое выравнивание в начале полета.

Не рекомендуется выполнять крутые развороты. Даже если Вы практиковали их раньше на основном куполе, условия эксплуатации запасного купола могут сильно отличаться. Поэтому лучше придерживаться полета по прямой. Избегайте даже малые потягивания звеньев управления в последние 10 секунд перед приземлением, так как это может оказать замедляющий эффект и снижает потенциальную силу выравнивания.

Выравнивайте купол, таким образом, как Вы делали это с основным куполом при достижении лучших результатов

Официальный сайт Ивановского парашютного завода «Полет»: http://www.ivparachute.ru/

aviatus.ru

Раздел 2 работа и устройство парашютной системы последовательность открытия основного парашюта

  • Парашютист вытаскивает правой рукой и выбрасывает в поток «вытяжной парашют».

  • «Вытяжной парашют» подхватывается потоком и расчековывает ранец.

  • Клапаны ранца раскрываются, вытяжной парашют вытягивает из контейнера камеру основного парашюта, стропы выходят из резиновых сот, камера расчековывается, основной парашют выходит из камеры и начинает наполняться.

  • Поток воздуха попадает в слайдер, слайдер удерживает купол от резкого раскрытия и постепенно сползает вниз по стропам

  • После полного раскрытия парашютист расчековывает стропы управления, осматривает парашют по схеме (НАПОЛНЕН, УСТОЙЧИВ, УПРАВЛЯЕМ) и начинает управляемое снижение.

Конструкция и основные параметры парашюта типа "крыло"

Парашют типа "крыло" представляет собой сшитые вместе два полотнища, разделенные вертикальными перегородками, нервюрами, на сопла. Пара сопел образует секцию. Купола бывают 7-ми, 9-ти и 11-ти секционные. Студенческие и большинство спортивных парашютов девятисекционные. 7-ми и 11-ти секционные купола имеют специальное назначение, их мы здесь рассматривать не будем.

Каждая нервюра пришита к верхней и нижней оболочкам. Часть нервюр усилены и несут нагрузку. При наполнении воздухом сопла образуют полужесткое крыло с верхней и нижней поверхностями и аэродинамическим профилем. Стропы и нервюры сохраняют профиль купола в процессе полета парашюта. Крайнее правое и левое сопло имеют стабилизаторы, "уши".

Купол имеет четыре ряда строп и стропы управления, прикреплённые к задней кромке (к хвосту). Все стропы разделены на четыре группы, каждая группа строп продета в одно из колец слайдера. Группы строп крепятся к свободным концам подвесной системы, которых также четыре.

Слайдер представляет собой прямоугольник из ткани с четырьмя кольцами по углам. Он служит для упорядочивания и торможения раскрытия. При раскрытии поток воздуха прижимает слайдер к нижней оболочке купола, в то же время воздух, попадая в сопла, начинает наполнение парашюта. Далее по мере наполнения купола поток воздуха ослабевает и слайдер сползает по стропам вниз. Таким образом, обеспечивается наиболее мягкое раскрытие без рывков и чрезмерных перегрузок.

На концах строп управления находятся петли, клеванты. При укладке купола клеванты зачековывают на задних свободных концах. Там же они находятся после раскрытия парашюта. После расчековки строп управления, нельзя выпускать клеванты из рук.

Парашют типа крыло, полностью оправдывая свое название, работает по тем же принципам, что и крылья самолета, т.е. использует набегающий поток воздуха для создания подъемной силы. Соответственно, подчиняется тем же законам аэродинамики, что и обычные крылья.

Как же работает крыло, откуда берется подъемная сила?

Профиль крыла образован двумя поверхностями: верхней и нижней. Верхняя поверхность более выгнута, нижняя – менее. При движении, крыло разрезает воздух, и поток, огибающий крыло сверху, проходит более длинный путь, чем нижний. Поэтому воздух, находящийся над крылом, становится более разрежённым, а воздух под крылом остается той же плотности. Возникает разница давлений, которая и толкает крыло вверх. Чем быстрее крыло двигается вперед, тем сильнее становится поток, увеличивается разница давлений и, соответственно, возрастает подъемная сила.

В зависимости от того, как, под каким углом и с какой скоростью воздушный поток обтекает поверхность крыла, различают множество режимов работы крыла: планирование, парашютирование, свал и другие.

Рис.4. Устройство парашюта типа крыло

О режимах работы парашюта речь пойдет ниже, а сейчас стоит запомнить главное отличие купола типа крыло от обычного, круглого парашюта. Это значительная горизонтальная скорость. Если круглый парашют работает, грубо говоря, как парус и просто замедляет падение, то парашют типа крыло способен преодолевать довольно большие расстояния и дает широкую свободу маневра.

Горизонтальной и вертикальной скоростью парашюта типа крыло можно управлять, натягивая или отпуская стропы управления. Чем сильнее натянуты стропы управления, тем медленнее парашют летит вперед. Вертикальная и горизонтальная скорости крыла обратно пропорциональны. Иными словами, чем медленнее крыло летит вперед, тем быстрее оно летит вниз и наоборот. Это основной принцип, который следует запомнить в первую очередь. Разумеется, все несколько сложнее, и в седьмом разделе книги мы еще раз затронем эту тему.

Если натягивать только одну стропу управления, то парашют будет разворачиваться в соответствующую сторону. Чем сильнее натянута стропа, тем быстрее происходит разворот. Быстрый разворот означает также потерю горизонтальной скорости и, соответственно, потерю высоты. Не стоит энергично разворачивать купол низко над землей.

Горизонтальная скорость всегда измеряется относительно воздуха, из-за того, что ветер изменяет горизонтальную скорость парашюта относительно земли. Чтобы лучше понять это, можно сравнить парашют с лодкой, плывущей в реке с сильным течением. Если плыть против течения, то скорость лодки относительно берега будет медленной, если плыть по течению, то быстрой. Также и парашют, летящий против ветра, будет двигаться относительно земли медленнее, чем парашют, летящий по ветру, хотя относительно воздуха их скорость будет одинакова.

Чтобы внести ясность, о какой горизонтальной скорости идет речь, различают воздушную скорость и путевую. Воздушная - это скорость относительно воздуха, путевая - относительно земли.

Свободно летящий купол студенческого парашюта развивает воздушную скорость 8-9,5 метров в секунду и скорость снижения около 2,5 метра в секунду. Таким образом, даже при полностью отпущенных стропах управления, если приземляться против ветра, скорость будет безопасной. При полностью натянутых стропах управления купол практически не летит вперед, и падает со скоростью 7 метров в секунду.

studfiles.net

когда появился парашют-крыло? - Историческая тема

Писал из башки, пришел домой решил проверить по своим рабочим записям тех лет... Так вот: Volplene, Para-plane, Para-foil, Para-sled появились в конце шестидесятых, но для работы на точность не очень были удобны- большая горизонтальная скорость(11-13м/с) и не устойчивое снижение при ее уборе, кроме этого сильный динамический удар при раскрытии... В 1971г. два "Para-plana" под названием " Облако" появились на национальном чемпионате США.. С 1972г в США , все призовые места занимали спортсмены прыгавшие на крыльях.. Несмотря на это, на 11 чемпионате мира в 1972г. лучшим парашютом признан наш УТ-15 сер.2.. Американцы(трое) прыгали с запаской располагающейся за спиной( круглая запаска).. Наш( Питерский) чемпион мира( 1970г.) Леонид Ячменев совершил показательный прыжок с американским крылом- и конечно отцепился... На следующем -12чемпионате мира( 1974г.) в Венгрии уже с крыльями прыгают 12 человек из разных стран.. выступают на " Пара-след", "Пара-плейн" и "Пара-фоил". "Пара-след"-5секций, "Пара-плейн" и Пара-фоил" имеют7секций.. На " Пара-следе" стоят перекаты... ( площадь купола-17.65м, Выпущен в конце 1972г.) В конце 1974г. был создан "Strato-Star" отличавшийся от предыдущих моделей чуть меньшей площадью(16.2м), ушами и новой системой рифления по нижней кромке.. (гор. скорость-12,5м/с, вертикаль-4,2м/с, вес-5,85кг) На чемпионате мира в Италии(1976г.) на этом куполе выступало уже 67 человек.. Так же на этом чемпионате появился новый купол "Strato-Cloud"( 7 секций) на котором выступала сборная США, занявшая первые места на групповой точности, мужской и женской командой, а М. Ледбеттер- заняла первое место по точности...Купол устойчив при управлении, на малой вертикали.. А наш По-9 сер.1 делался с "Страто-Стара".В серию он не пошел( но куполов 30 по стране прыгало), в 1977г. начали прыгать на По-9 сер.2. Одновременно с СССР появляются планирующие купола во Франции, ГДР, Чехии...

www.skycentre.net

Прыжки с небес: Парашют - теория

Парашютисты делятся на две категории пользователей — тех, кто тормозит, и тех, кто летает. В первую попадают парашютисты, занимающиеся прыжками на точность приземления и купольной акробатикой. Во вторую — индивидуальной акробатикой, групповой акробатикой, фристайлом, скайсерфингом и фрифлаем. Люди, прыгающие с так называемым принудительным раскрытием, — особая статья. Они занимаются не спортом, а туризмом.

Парашют — одно из самых захватывающих изобретений человечества

Парашют готов для укладки

Зачековка строп управления. Специальные изогнутые шпильки не дают до конца раскрыться стропам управления, поэтому при раскрытии купол имеет нулевую горизонтальную скорость — «стоит». После выдергивания чеки купол начинает лететь вперед.

Первая фаза укладки — все секции купола, называемые соплами, аккуратно разобраны

Вторая фаза — укладка купола. Для простого прыжка с самолета вот такой купол можно просто затолкать в ранец — все равно раскроется. Для бейс-прыжка требуется более скрупулезная работа.

Выдавливание воздуха. Осталось только подвернуть сопла и уложить в ранец

Укладка строп

Зачековываем ранец кривой шпилькой

Уложенные парашюты с разными «медузами» для разных ситуаций

История парашюта

Банально, но парашют тоже изобрел Леонардо да Винчи. Помимо вертолета и летающей тарелки, которые сам не смог воплотить в современных ему материалах, в своих дневниках он описал некую «палатку», с которой можно безопасно прыгать с любой высоты.

Собственно, построили купол парашюта несколько столетий спустя. Некоторое время с парашютом можно было прыгать лишь с аэростата, к днищу которого купол пристегивался в развернутом виде. В начале XX века Глеб Котельников, потрясенный гибелью известного воздухоплавателя, изобрел парашют, укладывающийся в металлический ранец. Это сделало возможным прыжок с самолета. То есть получить последовательно отделение человека от летательного аппарата и добровольное раскрытие парашюта.

В начале Первой мировой войны изобретение Котельникова сначала не получило одобрения. Великий князь Александр Михайлович, шеф военной авиации, заявил, что летчики будут необоснованно пользоваться парашютом и перестанут беречь дорогую авиационную технику. Вмешалась статистика. Она упрямо показывала, что летчики массово гибли вместе с машинами. Россия стала закупать парашюты во Франции, где уже наладили выпуск ранцев Котельникова — правда, не в лучшей модификации. Только молодое Советское государство позволило изобретателю увидеть плоды своих трудов в серийном производстве на Родине.

Как это работает

С тех пор принцип работы парашюта остается прежним, совершенствуются лишь детали. Парашютист опоясывает себя подвеской (круговой системой ремней) и подгоняет ее под свой рост-размер с помощью фиксирующихся пряжек. К подвеске в двух местах крепятся лямки, соединенные стропами с куполом из синтетического шелка высокой прочности. Сам купол укладывается в брезентовый ранец так, чтобы легко и быстро развернуться в потоке воздуха. Ранец оснащен четырьмя клапанами, которые раскрываются как конверт. Клапаны фиксируются замыкающими шпильками, соединенными с натяжными резинками. Отделившись от летательного аппарата, парашютист дергает за кольцо (или — в современных парашютах — маленькую такую грушу), соединенное тросиком со шпильками. Шпильки вынимаются из конусов, освобождая натянутые резинки, которые быстро открывают клапаны, и купол, попадая прямо в восходящий поток воздуха, раскрывается над парашютистом.

На купол действует сила сопротивления воздуха, которая равна силе тяжести, действующей на парашютиста. Благодаря этому система из парашюта и парашютиста снижается с постоянной скоростью. Скорость снижения современных купольных парашютов — 5,5 м/c.

Раскрытие парашюта в основном бывает принудительным и ручным. Еще бывает раскрытие стабилизирующим куполом и страхующим прибором. Принудительное раскрытие происходит вытяжным фалом, присоединенным одним концом к тросу, натянутому в самолете, а другим концом — к деталям парашютной системы. После раскрытия вытяжной фал остается в самолете, а парашютист летит по своим делам, то есть вниз.

Ручное раскрытие инициируется самим парашютистом. До недавнего времени на парашютных системах было предусмотрено кольцо или звено, при его выдергивании раскрывался ранец, из которого пружиной выбрасывался вытяжной парашют, а он, в свою очередь, вытягивал из ранца основной парашют. Эта система громоздкая, тяжелая, в ней много лишних деталей. К тому же проблема — куда после раскрытия деть кольцо. Поэтому лет пятнадцать назад распространение получила другая система: вытяжной парашют изготавливается в виде, удобном для складывания в наружный карман на ранце. Для раскрытия парашютист просто достает его из кармана и бросает в поток. Такой вытяжной парашют получил название «медуза». Он и правда немного похож на это животное — круглый и бесформенный.

Но если два разных устройства делают одно и то же, то среди них нет ни одного лучшего — «медуза» также имеет недостатки. Самый большой — она может не сработать при неоптимальном положении тела парашютиста при раскрытии. Поэтому на учебных и запасных парашютах применяется старая схема — вытяжной парашют с пружиной.

Как правильно падать

Оптимальное положение тела парашютиста при раскрытии — лежа на восходящем потоке лицом вниз. При некотором опыте перейти в такое положение из любого беспорядочного падения совсем несложно: надо только придать своему телу правильную аэродинамическую форму, и воздушный поток сам повернет его как надо.

Эту форму можно отрепетировать до полета. Нужно лечь на землю лицом вниз, руки-ноги раскинуть в стороны, приподнять их повыше и прогнуть спину. Так и лететь удобно, и парашют раскрывается правильно.

Управление куполом осуществляется при помощи двух строп управления, натягивая которые парашютист направляет парашют вправо или влево. Натягивая две стропы одновременно, он уменьшает горизонтальную скорость. Можно подергать и другие стропы, при этом немного увеличится вертикальная скорость, однако на практике этим никто не пользуется.

С парашютом типа «крыло» совсем другая история. Если купол может лететь только вниз, купол со щелями — вниз и вперед, то крыло не может вперед не лететь. Потому что крыло создает подъемную силу только благодаря тому, что движется с некоторой горизонтальной скоростью. Именно благодаря скорости создается значительная разница давлений на нижнюю и верхнюю оболочку крыла и крыло гораздо меньшей площади, чем круглый парашют, создает такую же подъемную силу. Еще благодаря скорости снижения поддерживается форма крыла. Крыло по горизонтали может лететь со скоростью 32 км/ч, а опускаться — от 0 до 6 км/ч.

Управление крылом осуществляется также двумя стропами управления. Если тянуть за левую, то крыло будет разворачиваться влево, за правую — вправо. Если тянуть за обе — будет уменьшаться горизонтальная скорость. Если потянуть сильно, то скорость уменьшится настолько, что крыло почти перестанет создавать подъемную силу и одновременно начнет терять свою форму, что заставит его расстаться с остатками подъемной силы, то есть приведет к эффекту «сваливания» — крыло резко ныряет вниз. Есть у крыла одна особенность: перед тем как оно «сваливается», скорость его, как горизонтальная, так и вертикальная, на очень короткое время уменьшается практически до нуля. Запомним этот факт, он нам скоро пригодится. Если стропы управления отпустить, крыло через некоторое время восстановит форму, и парашютист продолжит движение со свойственной агрегату скоростью.

Как попасть куда надо

Пожалуй, самое ответственное мероприятие. Его невозможно выполнить успешно, если ошибется или летчик, или парашютист. Летчик отвечает за то, чтобы точно вывести самолет или вертолет в точку выброски с учетом ветра и своевременно дать команду на отделение от самолета. А парашютист должен раскрыть парашют на заданной высоте (если раскроет ниже, рискует до аэродрома не долететь), найти аэродром, выйти на него, построить заход и приземлиться.

Самолет при выброске летит на ветер. Команда на отделение дается некоторое время спустя после пролета точки приземления, чтобы ветер не мешал, а, наоборот, помогал парашютистам приблизиться к ней.

После раскрытия парашютист выполняет под парашютом развороты и змейки с тем, чтобы на высоте не менее 100 м оказаться немного за точкой приземления. После этого выполняется крайний разворот (именно так, «крайний» — те, кто летает, не любят слова «последний») строго на ветер, и можно приземляться.

Приземлиться с круглым парашютом — все равно, что прыгнуть с холодильника высотой 1,25 м, ничего сложного. Только настоятельно рекомендуется держать ноги плотно вместе. Причина очевидна — прочность двух ног больше, чем одной, а если ноги развести, велика вероятность того, что вся нагрузка придется только на одну, тут и до травмы недалеко. С крылом все интереснее. Помните, мы говорили, что есть в его поведении момент, когда и горизонтальная, и вертикальная скорости его падают почти до нуля? Почему бы не воспользоваться этим? Перед самой землей (за пару-тройку метров) выбираем обе стропы управления, крыло «зависает», собирается «свалиться», но… мы в это время уже ставим ноги на землю.

Правильно выполненное приземление на крыле очень мягкое. Парашютисты называют его «поймать подушку». Если исполнить «подушку» слишком высоко, то парашютист спрыгнет с большей высоты, чем рассчитывал. Встреча с землей произойдет с большой вертикальной и горизонтальной скоростью, и придется ее гасить пробежкой по летному полю, а если не повезет, то ехать на пятой точке. Не очень страшно, но неприятно — особенно весной, когда сыро.

И еще — на круглом парашюте, в общем-то, все равно, в каком направлении по отношению к ветру приземляться, потому что горизонтальная скорость невелика. На крыле горизонтальная скорость большая, поэтому следует приземляться строго против ветра, тогда скорость ветра вычитается из скорости парашюта и приземление выполнять приятнее и проще.

Сложить за 20 минут

Наш консультант Денис Ленчевский, один из самых известных в мире экстремальных парашютистов, показал, как укладывается парашют. Решено было укладывать семисекционный купол для бейс-прыжков. Во‑первых, принцип укладки для всех парашютов одинаков, а во-вторых, бейс-купола укладываются более тщательно, чем девятисекционные парашюты для скайдайвинга. Несмотря на то что купол был уложен высокопрофессионально, редакция настоятельно не рекомендует рассматривать этот материал как полноценную инструкцию. Решились прыгать — обратитесь к профессионалам.

Лучшие в мире серийные парашюты для скайдайвинга выпускают две американские фирмы — Perfomance Designs и Icarus Canopies. Для бейс-прыжков лучшие купола делают опять же американские Basic Reseach и Consolidated Rigging. Если требуется что-то эксклюзивное, можно смело обращаться в отечественное НПО «Звезда», известное на весь мир своими катапультными креслами и космическими скафандрами. Цена хорошего нового купола обычно начинается с отметки в $1500. Специализированного магазина по торговле парашютами в России нет, и торговля более всего напоминает торговлю наркотиками: снаряжение покупается у физических лиц — дилеров какого-нибудь производителя. Ищутся же дилеры через знакомых парашютистов или через интернет. Рекомендуем заглянуть по адресу www.glavaviatorg.ru. Где и как правильно учиться прыгать с небес, мы напишем ближе к весне.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№11, Ноябрь 2003).

www.popmech.ru

Классификация спортивных основных парашютов типа крыло - 2. Классификация ПС. Типы, виды, классы ПС. - Теория парашюта - Каталог статей

Классификация спортивных основных парашютов типа «крыло» общего (не специального) назначения

 

Полетная масса парашютиста – масса полностью экипированного (снаряженного), готового к прыжку парашютиста с парашютом.

Удельная массовая нагрузка на парашют – отношение полетной массы парашютиста к площади купола парашюта. Измеряется в килограммах на квадратный метр.

Загрузка (коэффициент загрузки) парашюта – отношение полетной массы парашютиста к площади купола парашюта.Измеряется в фунтах на квадратный фут. Некоторые фирмы производители парашютной техники под загрузкой купола понимают просто полетную массу парашютиста, задавая минимальную и максимальную рекомендуемые суммарные загрузки парашюта в фунтах. 

Связь между единицами измерений:

1 фут = 0,30480м; 1 фут2 = 0,09290м2; 1м = 3,28084фут;  1м2 =10,76391 фут2;  

 1 фунт = 0,45359кг; 1кг = 2,20463 фунт.

Формулы перевода:

       (кг/м2)=0,20481(фунт/фут2), и (фунт/фут2)=4,88257(кг/м2).

Практика многолетних применений спортивных парашютов, позволила интуитивно определиться с основными количественными критериями их разделения на классы. 

Таких критериев, достаточно полно описывающих класс спортивного парашюта, оказалось три.

Это:

– величина коэффициента загрузки парашюта;

– величина горизонтальной составляющей скорости режима установившегося снижения на уровне моря с полностью отпущенными стропами управления.

– форма (геометрия) крыла парашюта в плане.

Косвенно класс спортивного парашюта можно также оценить уровнем подготовки использующего его парашютиста, при условии, что спортсмен работает на пределе своих спортивных возможностей, не превышая их.

Итак, класс спортивного парашюта определяется его коэффициентом загрузки, горизонтальной составляющей скорости, геометрией крыла в плане (иногда и мастерством пилота). 

Рассмотрим подробнее каждый из этих критериев.

Коэффициент загрузки парашюта

Летно-тактические характеристики и поведение системы парашютист-парашют различны при различных загрузках.

Практика показала, что для каждого парашютиста со своим уровнем подготовки существует рекомендуемый интервал (или же точка) значений для величины коэффициента загрузки парашюта, при которых все основные летно-тактические характеристики системы парашютист-парашют близки к оптимальным по субъективным ощущениям пилота. Это означает, что в этом интервале все основные характеристики: устойчивости, управляемости, маневренности, аэродинамического качества, надежности и безопасности, эргономические, а также и другие, удовлетворяют парашютиста.

Что же происходит перед и за этим рекомендуемым интервалом значений величины коэффициента загрузки парашюта?

Недогруз купола приводит к снижению его скоростных показателей и к появлению всех связанных с этим отрицательных эффектов, таких, как: нестабильность геометрии элементов оболочки крыла, подвороты консолей, залипание крайних воздухозаборников.  Система становится более инерционной в движении, более тяжелой в управлении. В сильный ветер могут возникать дополнительные проблемы с устойчивостью и посадкой.

Перегруз купола может быть осуществлен следующими путями – либо увеличением полетной массы парашютиста при неизменной площади купола, либо уменьшением площади купола при неизменной полетной массе, либо тем и другим одновременно.

Нужно отметить, что при уменьшении площади купола, различного рода отказы становятся более радикальными и более быстрыми.

Перегруз купола приводит к увеличению его скоростных показателей и к появлению всех связанных с этим отрицательных эффектов, таких, как: повышенная вертикальная составляющая скорости и быстрая потеря высоты, повышенная горизонтальная составляющая скорости и связанная с этим вероятность травматизма на посадке. Кроме того, система начинает резко отзываться на управляющие воздействия, допустимая  величина хода строп управления уменьшается, возрастает вероятность  несанкционированного входа в крутую спираль с переходом в режим авторотации, выход из которых не всегда предсказуем и безопасен. Возрастает угловая скорость вращения вокруг основных осей системы (пропорциональная линейной скорости), возрастает вероятность закрутки строп, которая в большинстве случаев происходит ниже слайдера. Это в ряде случаев заставляет парашютиста отделить в воздухе закрученный основной парашют и ввести в действие запасной. Здесь важно также отметить, что закрутке строп способствует асимметрия положения пилота в момент введения парашюта в действие, асимметрия подвесной системы и свободных концов.

Перегруженная система становится опаснее в пилотировании и требует от парашютиста значительно большего опыта и мастерства. Кроме того, перегруженный купол будет быстрее вырабатывать свой ресурс из-за появления остаточных деформаций лент силового каркаса и ткани основы купола. 

Из сказанного выше следует, что наиболее благоприятным для парашютиста будет середина вилки допускаемого диапазона коэффициента загрузки.

Рекомендуемый производителем парашютной системы диапазон коэффициента загрузки парашюта позволяет, зная полетную массу парашютиста, определить рекомендуемую для него площадь купола парашюта в квадратных футах, просто разделив  полетную массу парашютиста в фунтах на коэффициент загрузки. Обычно производитель приводит для каждой площади выпускаемого им купола диапазоны рекомендуемых загрузок для различных полетных масс.

В зависимости от загрузки, один и тот же парашют может относиться к различным группам в классификации.

Величина горизонтальной составляющей скорости режима установившегося снижения на уровне моря с полностью отпущенными стропами управления

В отличие от коэффициента загрузки не является независимым параметром. Возрастает с увеличением коэффициента загрузки и является функцией этого аргумента.

Необходимость введения этого параметра, с одной стороны, связана с  травмобезопасностью парашютиста при приземлении, а, с другой стороны, характеризует способность системы пробиваться навстречу сильному ветру.

Форма (геометрия) крыла парашюта в плане

Изменяется от прямоугольной, с относительным удлинением, равным 2, до эллиптической, с относительным удлинением до 4 единиц.

С увеличением удлинения крыла и изменением формы в плане от прямоугольной к эллиптической, улучшаются основные аэродинамические и летно-тактические характеристики системы: уменьшается индуктивное сопротивление, возрастают горизонтальная составляющая скорости и аэродинамическое качество.

Однако при этом снижается надежность процесса наполнения, возрастает вероятность закрутки купола за счет возрастания вероятности асимметрии процесса раскрытия (особенно при больших коэффициентах загрузки).

 

По геометрии в плане парашюты типа «крыло», в соответствии с источниками [1],[2] делятся на следующие группы:

Прямоугольный парашют – парашют, имеющий в плане прямоугольную форму. Все нервюры данных парашютов имеют одинаковую форму. Прямоугольную форму имеют классические (точностные) купола, запасные парашюты-крылья, парашюты купольной акробатики, студенческие и некоторые переходные.

Прямоугольные купола с небольшим удлинением (до двух единиц): классические, переходные, запасные, – устойчивы, стабильны в процессах раскрытия и просты в управлении.

Небольшое удлинение и относительно толстый профиль крыла повышают жесткость (сопротивляемость различного рода деформациям в турбулентной атмосфере) этих крыльев, однако относительно большое сопротивление толстого профиля и большое индуктивное сопротивление прямоугольной формы крыла в плане снижают значение аэродинамического качества системы.

Прямоугольные скоростные крылья (с удлинением 2,2 и более) относительно просты в управлении, устойчивы и предсказуемы в поведении.

Девятисекционные прямоугольные купола имеют большее удлинение (до 2,5), меньшую строительную высоту профиля (меньшую относительную толщину) и лучшее аэродинамическое качество. Однако при этом и меньшую устойчивость (система медленнее выходит из спирали; на некоторых режимах, за счет пониженной жесткости, купол «дышит», т.е. совершает небольшие пульсационные колебания).

Девятисекционные прямоугольные купола большой площади, изготовленные из ткани с небольшой воздухопроницаемостью типа F-111, используются для студенческих и систем специального назначения.

На переходных планирующих парашютных системах, обычно изготавливаемых из тканей с нулевой воздухопроницаемостью типа ZP-0, применяются прямоугольные купола с площадями выше средних (150-190)фут2.

Полуэллиптический парашют – парашют, крайние нервюры которого имеют меньшую хорду, чем центральная нервюра, форма парашюта в плане имеет закруглённую переднюю или заднюю кромку. Большей частью – купола с задней эллиптической кромкой. Это переходной вариант от прямоугольных к эллиптическим куполам. Отдельные образцы могут иметь эллипсность кромки даже большую, чем у эллиптических куполов. По сравнению с прямоугольными куполами обладают более высокими аэродинамическими характеристиками, однако и меньшей устойчивостью. 

Слабоэллиптический парашют – эллиптический или полуэллиптический парашют с небольшой (не более 5%) разницей в длине хорд крайней и центральной нервюр. Форма крыла в плане изменена с целью несколько улучшить аэродинамику системы, при этом не ухудшая управления, а также характеристик устойчивости и безопасности. Слабоэллиптические купола обычно применяются для класса переходных парашютов.

Эллиптический парашют – парашют, крайние нервюры которого имеют существенно меньшую хорду, чем центральная нервюра, форма парашюта в плане имеет закруглённую переднюю и заднюю кромки.

Эллиптические купола самые строгие и требовательные к квалификации пилота. Например, если с помощью стропы управления ввести купол в разворот, то после отпускания обеих строп управления прямоугольный в плане купол сам выходит на прямое планирование, а эллиптический продолжает вращаться в спирали и его необходимо выравнивать вручную [2]. Кроме того, эллиптические купола, по сравнению с другими типами куполов, теряют больше всего высоты в развороте — при выполнении спирали, так называемом «скручивании» (вертикальная скорость может превышать 30 м/с). Достоинство эллипсов — их «летучесть» (большая горизонтальная составляющая скорости). Благодаря меньшему индуктивному сопротивлению данной формы они имеют высокое аэродинамическое качество. Это означает, что при прочих равных параметрах (площадь, удлинение, толщина профиля и загрузка парашюта, характеристики его ткани, погодные условия) эллиптический парашют планирует более полого, чем прямоугольный. При этом эллипсы, как правило, делают с большим удлинением купола (2,7), что улучшает показатели аэродинамического качества, но отрицательно сказывается на стабильности раскрытия и устойчивости. Эллиптические купола обычно используются при увеличенной загрузке [2].

Всем скоростным куполам при большой загрузке свойственны повышенная вертикальная и горизонтальная скорости, короткий рабочий ход строп управления, большая потеря высоты при развороте.

Эллиптические купола используют достаточно опытные парашютисты. Обычно, чтобы приступить к прыжкам с эллиптическими куполами, парашютисту нужно предварительно совершить не менее 500 прыжков с парашютом типа «крыло».

Парашют с косыми (диагональными) нервюрами – парашют, имеющий дополнительные диагональные нервюры, обеспечивающие более правильную форму профиля. В отличие от обычных парашютов типа «крыло», имеет секции, состоящие из трёх или четырёх частей.

Купола с косыми нервюрами наиболее совершенны. В каждой секции такого купола есть две косые (диагональные) нервюры, соединяющие по диагонали нижнюю часть силовой нервюры с верхней частью промежуточной. Поэтому купол лучше держит заданный профиль, имея при этом уменьшенную высоту, что благоприятно сказывается на его сопротивлении и, как следствие, на аэродинамическом качестве. Кроме того, обычно значительная часть площади сопел куполов с косыми нервюрами закрыта тканью, что обеспечивает лучшее обтекание. Незакрытых отверстий более чем достаточно для наполнения воздухом объема между оболочками. Использование косых нервюр позволяет достичь максимально высоких аэродинамических характеристик и совершать прыжки с большой загрузкой [2].

Уровень подготовки парашютиста

Обычно определяется количеством прыжков и классами освоенных им парашютов.  

Существующий порядок допуска спортсменов-парашютистов к прыжкам с парашютом типа «крыло» [1] и градация по количеству выполненных спортсменом парашютных прыжков, которая устанавливает зависимость между количеством прыжков спортсмена и классом освоенных им парашютов, определяют допуск спортсмена к прыжкам с парашютом более высокого спортивного класса. 

Теперь можно перейти к классификации спортивных парашютов, как они приводятся в различных источниках.

По своим характеристикам парашюты типа «крыло» делятся на [1],[2]:

Спортивные студенческие парашюты – это парашюты классической прямоугольной формы площадью (17,65-27,87)м2, т.е. (210-300)фут2 с горизонтальной скоростью до 11м/с, предназначенные для обучения начинающих парашютистов, совершенствующих личное мастерство, спортсменов-парашютистов с весом более 90кг, но не превышающим веса указанного в инструкции по эксплуатации данной парашютной системы (коэффициент загрузки менее 0,85). Комплектуются страхующим прибором типа «Сайпрес-студент» и двусторонней системой раскрытия основного парашюта.

Классические (точностные) – используются в основном для целей точного приземления в заданную точку поверхности. Изготавливаются из тканей с относительно небольшой воздухопроницаемостью (F-111 или ее аналогов по прочности и проницаемости). Как правило, имеют семь секций, небольшое удлинение крыла (1,8-2,2), относительно большую площадь (22-28)м2, аэродинамическое качество порядка 2 единиц, относительно толстый профиль крыла. Вертикальная составляющая скорости порядка 5м/с, горизонтальная составляющая порядка 10м/с. Семисекционные купола, изготовленные из ткани F-111, отличаются хорошей устойчивостью, относительно слабой восприимчивостью к порывам ветра, широким диапазоном контролируемых режимов планирования, в частности, устойчивого снижения при минимальной горизонтальной составляющей скорости.

Спортивные переходные парашюты – это парашюты классической прямоугольной формы, площадью (12,5-21,37)м2, т.е. (135-230) фут2, с горизонтальной скоростью до 14м/с, предназначенные для поэтапного перехода спортсменов-парашютистов к среднескоростным куполам. Парашют относится к переходным парашютам при условии, что величина  его коэффициента загрузки находится в интервале: 0,85-1,1.

Спортивные среднескоростные парашюты – это парашюты прямоугольной или полуэллиптической формы, площадью (9,9-21,37)м2, т.е. (110-170) фут2, с горизонтальной скоростью до 16 м/с, предназначенные для спортсменов-парашютистов, в совершенстве освоивших управление переходными куполами. Парашют относится к среднескоростным парашютам при условии, что величина его коэффициента загрузки находится в интервале: 1,1 -1,4.

Спортивные скоростные парашюты –  это парашюты полуэллиптической или эллиптической формы, площадью менее 17,65м2, т.е. (135)фут2, с горизонтальной скоростью до 18 м/с, предназначенные для опытных спортсменов, в совершенстве освоивших управление среднескоростными куполами. Парашют относится к среднескоростным парашютам при условии, что величина его коэффициента загрузки находится в интервале: 1,4 -1,7.

Спортивные высокоскоростные парашюты – это парашюты эллиптической формы, площадью менее 15,79м2 (от 110фут2 и менее), с горизонтальной скоростью более 18 м/с, предназначенные для опытных спортсменов-парашютистов, в совершенстве освоивших управление скоростными куполами. Парашют относится к высокоскоростным, при условии, что его коэффициент загрузки изменяется в пределах: 1,6 -1,8.

Тандемы – предназначены для прыжков парашютиста (тандем-мастера) совместно с пассажиром. Так может осуществляться экстренная доставка врача в труднодоступные районы местности для оказания экстренной медицинской помощи, других специалистов и т.д.

В спортивных целях таким образом знакомят начинающего спортсмена со свободным падением и планированием под крылом, сокращая процесс длительного и дорогого обучения при высоком уровне безопасности прыжка. На пассажира (начинающего спортсмена) надевают подвесную систему без парашюта. С помощью карабинов она пристегивается к подвесной системе тандем-мастера.

К надежности и безопасности тандем-системы предъявляются повышенные требования. Крыло рассчитано на вес двух человек, и поэтому имеет увеличенные прочностные характеристики и площадь. Тандем-крыло обычно изготавливают девятисекционным прямоугольным или эллиптическим в плане. Могут быть и нестандартные конструкции, например, одиннадцатисекционные крылья. С учетом специфики тандем-прыжка эти системы имеют нестандартные устройства некоторых узлов, например, кольцо запасного парашюта и подушка отцепки ориентированы наружу, так как иначе они были бы закрыты телом пассажира. Тандем-системы, как правило, оборудуются системой транзитного раскрытия запасного парашюта после отцепки отказавшего основного.

В состав системы входит дрог – вытяжной парашют на длинном соединительном звене, который выполняет также и роль стабилизирующего парашюта.  

Купольные системы – предназначены для построения фигур купольной акробатики.

Практически это можно сделать на любых типах парашютов, близких по летным характеристикам.  Однако полноценно и эффективно работать по дисциплинам купольной акробатики можно только со специальными парашютами [2]. Обычно это скоростные прямоугольные семисекционные парашюты, имеющие некоторые отличия от стандартных. Купольные парашюты предназначены для раскрытия сразу после отделения от самолета и должны наполняться максимально быстро.  Поэтому на них нет камер; в уложенном виде купол находится непосредственно под клапанами ранца. Вместо слайдера установлена крестовина. Часто отсутствуют соты для укладки строп. Стропы укладываются в распашной чехол в задней части верхней оболочки. Купольные системы не рассчитаны на длительное падение, максимально допустимая задержка раскрытия для них не более пяти секунд. При больших задержках возникают слишком большие перегрузки, опасные для парашютиста и вызывающие повреждение парашюта [2]. В отличие от других парашютов, купольные не имеют вилок на двух передних шеренгах строп. Две внутренние и две внешние стропы первой шеренги (маячковые) выполняются другим цветом (например, красным), чтобы парашютисту, принимающему подачу, проще было взять нужную стропу. С этой же целью цвет центральной секции может отличаться от цвета остальных секций [2]. Чтобы исключить вероятность зацепления купольщиков за звено чужого вытяжного парашюта, применяется система втягивания этого звена. Втянутое звено располагается либо на верхней оболочке, либо под нижней. В последнем случае в центре купола (в обеих оболочках) делается отверстие и устанавливается люверс. При работе на ротацию или скоростное построение, между передними свободными концами может быть установлена перемычка, за которую принимающий купольщик может быстро схватиться ногой и которая в сжатой «этажерке» не позволяет ногам парашютиста соскальзывать со свободных концов на стропы [2]. Иногда при укладке купольных систем петли управления выводятся на плечевые обхваты, что предусматривается конструкцией ранца. Т.е. петли управления крепятся к плечевым обхватам, например, на «липучке». Такая доработка позволяет спортсмену, вбросившему вытяжной парашют в поток, сразу же взять в руки петли управления и скорректировать направление движения системы сразу же после раскрытия купола.    

 

 

Литература

1. Электронный ресурс http://www.aviasoyuz.com.ua

2. Псурцев П.А. Прыжки с парашютом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

paruplaner.ucoz.ru

Нервюра парашюта крыло.

Спорт Нервюра парашюта крыло.

просмотров - 128

ОСНОВНОЙ ПАРАШЮТ.

Предназначен для управляемого снижения и безопасного приземления парашютиста. Состоит из следующих частей:

Купол -состоит из верхнего и нижнего полотнищ, соединœенных между собой нервюрами, разделяющими купол на секции и сопла. Каждая нервюра пришита к верхней и нижней оболочкам. Часть нервюр усилены, к ним крепятся стропы. Стропы и нервюры сохраняют профиль купола в процессе полета парашюта. Крайнее правое и левое сопло имеют стабилизаторы, "уши", нашитые по нижней оболочке, которые нужны для задания курсовой устойчивости.

При наполнении воздухом сопла образуют полужесткое крыло с верхней и нижней поверхностями и аэродинамическим профилем.

Парашют имеет в плане форму прямоугольника площадью от 22 до 27 кв. м. В основном куполе 9 секций. В эксплуатации имеется три типоразмера базовых парашютов: 300, 265 и 235 кв.фт.

Слайдер - замедляет и упорядочивает наполнение купола. Этим снижается динамическая нагрузка при раскрытии парашюта. Состоит из полотнища с усилительными лентами, к которым прикреплены 4 люверса. Через эти люверсы пропущены стропы купола. При раскрытии поток воздуха прижимает слайдер к нижней оболочке купола, в то же время воздух, попадая в сопла, начинает наполнение парашюта. Далее по мере наполнения купола поток воздуха ослабевает и слайдер сползает по стропам вниз. Таким образом обеспечивается более мягкое раскрытие без рывков и чрезмерных перегрузок

Стропы -предназначены для соединœения купола со свободными концами подвесной системы и для удержания купола в нужном положении в воздушном потоке. Материал - шнур капроновый. Прочность на разрыв каждой стропы - 270 кᴦ. Стропы крепятся к куполу по силовым нервюрам в четыре ряда, стропы управления прикреплены к задней кромке (к хвосту). Все стропы разделœены на четыре группы, каждая группа строп продета в одно из колец слайдера и крепятся к свободным концам подвесной системы.

Стропы управления -предназначены для управления куполом. Каждая стропа управления внизу заканчивается петлями управления (клевантами), а вверху разветвляется на 4 дополнительные стропы. Стропы управления подвижно пропущены через кольца на задних свободных концах. При укладке купола клеванты зачековывают в средний режим. Там же они находятся после раскрытия парашюта. После расчековки строп управления, желательно не выпускать клеванты из рук.

Свободные концылевый и правый – служат для передачи усилия от строп на подвесную систему. Материал - лента капроновая, прочность на разрыв - 1800 кᴦ. В верхней части свободных концов находятся кольца для присоединœения строп купола. В нижней части каждой пары свободных концов имеются 2 металлических кольца и петля для присоединœения к замку отцепки КЗУ.

Камера - предназначена для укладки в нее купола со слайдером и строп. Имеет клапан с люверсами, люверс для пропускания стренги с вытяжным парашютом и резиновые петли для укладки строп.

Вытяжной парашют (медуза) с ручкой (бобышкой) и стренгой -предназначены для вытягивания камеры с куполом и стропами из ранца. Материал медузы – капрон и капроновая сетка. Материал стренги – капроновая лента. К стренге пришита зачековочнаяшпилька удерживающая отсек основного парашюта в закрытом положении.

Тактико-технические данные парашюта при соответствующем полетном весе системы (парашютист с парашютной системой):

- скорость снижения – 5–6 м/сек.

- скорость горизонтального перемещения вперед - до 10 м/сек.

- время разворота на 360 - 5сек.

- минимальная безопасная высота применения – 600 м.

- усилие для вытаскивания медузы - не более 11кᴦ.

Студенческий девятисекционный парашют «Falcon»

Взаимодействие частей основного парашюта.

После вытаскивания медузы из кармана и выбрасывания её в поток, медуза наполняется воздухом, и за стренгу вытягивает шпильку из петли. Клапана ранца открываются, стренга вытягивает камеру, с уложенным в нее куполом из ранца. Стропы вытягиваются из резиновых петель камеры, камера расчековывается, и из нее выходит купол. Купол, под действием набегающего потока воздуха, преодолевая силу сопротивления слайдера, наполняется.

Слайдер, под действием натяжения строп, скользит по стропам вниз, к свободным концам подвесной системы. Полное наполнение купола происходит за 3 – 4 секунды.

Парашют начинает планирующий спуск в режиме средней горизонтальной скорости вперед – 3‑5 м/сек. (пока не расчекованы стропы управления), при этом вертикальная скорость снижения – 4‑5 м/сек.

При наполнении купола скорость падения парашютиста замедляется с 50м/сек. до 4м/сек. Это замедление скорости падения парашютист ощущает как динамический рывок. Усилие от купола передается по стропам и свободным концам на ленты подвесной системы.

Семисекционный парашют «Classic» для точности приземления

.

Аэродинамика парашюта типа крыло. Существует две основные составляющие, которые заставляют парашют замедлять наше снижение - подъемная сила и сопротивление. Парашют типа крыло работает по тем же принципам, что и крылья самолета͵ ᴛ.ᴇ. использует набегающий поток воздуха для создания подъемной силы. Из-за формы крыла, его изогнутости, воздуху приходится быстрее протекать над куполом, чем под ним. Согласно законам физики, когда скорость воздуха повышается, его давление уменьшается. Это создает область низкого давления над куполом, и соответственно высокого под ним. По этой причине, под воздействием высокого давления, крылу приходится “подниматься” по направлению к области низкого давления.

Для крыла, двигающегося сквозь воздушный поток и порождающего подъемную силу, необходима сила, толкающая его вперед. В парашютах - крыло стропы первого ряда короче, чем стропы заднего ряда, что вызывает наклон купола вниз. Поток, отклоняющийся у задней кромки, вызывает горизонтальное перемещение.

Вес всœей системы (парашютист плюс снаряжение) давят купол вниз. Крыло скользит, как санки с горы, согласно уклону, выставленному передними и задними стропами.

Чем быстрее крыло двигается вперед, тем сильнее становится поток, увеличивается разница давлений и, соответственно, возрастает подъемная сила.

Учитывая зависимость оттого, как, под каким углом и с какой скоростью воздушный поток обтекает поверхность крыла, различают несколько режимов работы крыла: максимальной, средней, минимальной скорости и свал.

Горизонтальной и вертикальной скоростью парашюта типа крыло можно управлять, натягивая или отпуская стропы управления. Чем сильнее натянуты стропы управления, тем медленнее парашют летит вперед, чем медленнее крыло летит вперед, тем быстрее оно летит вниз и наоборот.

В случае если натягивать только одну стропу управления, то парашют будет разворачиваться в соответствующую сторону. Чем сильнее натянута стропа, тем быстрее происходит разворот. Быстрый разворот означает также потерю горизонтальной скорости и, соответственно, потерю высоты. Не стоит энергично разворачивать купол низко над землей.

Горизонтальная скорость всœегда измеряется относительно воздуха, из-за того, что ветер изменяет горизонтальную скорость парашюта относительно земли. Различают воздушную скорость и путевую. Воздушная - это скорость относительно воздуха, путевая - относительно земли.

Чтобы лучше понять это, можно сравнить парашют с лодкой, плывущей в реке с сильным течением. В случае если плыть против течения, то скорость лодки относительно берега будет медленной, если плыть по течению, то быстрой. Также и парашют, летящий против ветра, будет двигаться относительно земли медленнее, чем парашют, летящий по ветру, хотя относительно воздуха их скорость будет одинакова.

ЗАПАСНОЙ ПАРАШЮТ (ПЗ, «запаска»).

Предназначен для управляемого снижения и безопасного приземления парашютиста в случае отказа основного купола. Купол имеет в плане форму прямоугольника, площадью от 22 до 25 кв. м. и состоит из верхнего и нижнего полотнищ, соединœенных между собой нервюрами, делящими купол на секции. Купол имеет 7 секций. Материал купола - капрон. В эксплуатации имеется два типоразмера запасных парашютов: 240 и 220 кв.фт. Устройство частей запасного парашюта аналогично устройству основного парашюта.

Тактико-технические данные:

скорость снижения – 5 м/сек.;

скорость горизонтального перемещения вперед – до 8 м/сек.;

минимальная безопасная высота применения – 300м.

усилие для выдергивания кольца ручного раскрытия ПЗ - не более 16 кᴦ.

Взаимодействие частей запасного парашюта.

Запасной парашют применяется в случае отказа основного парашюта. Наиболее надежная работа запасного парашюта обеспечивается при полной отцепке купола основного парашюта.

Подушка отцепки расположена справа на подвесной системе, на уровне груди. Для отцепки парашютист выдергивает подушку отцепки обеими руками на всю длину и выбрасывает ее.

При этом из КЗУ одновременно выходят два троса и освобождают свободные концы с отказавшим куполом основного парашюта.

Сразу после отцепки крайне важно обеими руками выдернуть кольцо запасного парашюта͵ расположенное слева на подвесной системе, на уровне груди. При этом шпилька выходит из петли зачековки и освобождает клапана ранца запасного парашюта.

ПРИМЕЧАНИЕ: Прежде чем взяться руками за подушку отцепки и кольцо ПЗ, крайне важно обязательно НАЙТИ ИХ ВЗГЛЯДОМ!

Важно помнить, что хотя при отцепке основного парашюта͵ транзит принудительно выдернет шпильку запасного парашюта͵ но надеяться на это не следует и в любом случае крайне важно самостоятельно выдернуть кольцо запасного парашюта!

Вытяжной парашют под действием пружины «выпрыгивает» в поток, наполняется и за стренгу вытягивает камеру, с уложенным в нее куполом, из ранца. Дальнейшее открытие происходит аналогично куполу основного парашюта. Полное наполнение купола запасного парашюта происходит за время, не более 2-х секунд.

Камера запасного парашюта͵ в отличие от основного, не прикреплена к верхней оболочке купола и при открытии вместе с вытяжным парашютом полностью «улетают», что повышает надежность и безопасность при открытии ПЗ.

Читайте также

  • - Нервюра парашюта крыло.

    ОСНОВНОЙ ПАРАШЮТ. Предназначен для управляемого снижения и безопасного приземления парашютиста. Состоит из следующих частей: Купол -состоит из верхнего и нижнего полотнищ, соединенных между собой нервюрами, разделяющими купол на секции и сопла. Каждая нервюра... [читать подробенее]

  • oplib.ru


    Смотрите также

    

    (89088)-732-232
     

    с 11:00 до 18:00 (время тюменское

    + 2 Москвы )

    Карта Сайта