http://goroskop.biz.ua

жЮри. брОшЮра, парашЮт - Говорим и пишем правильно. Парашют орфограмма


Исключения русского языка: почему именно они?

orfografiyaИзучая орфографические правила на уроках русского языка, мы нередко сталкиваемся с исключениями из правил, которые машинально заучиваем, не задумываясь о природе их происхождения. И учителя этот феномен русской орфографии не объясняют, а просто предлагают как факт. Меня же заинтересовали причины возникновения слов-исключений в русской орфографии. Думается, что данный материал можно использовать учителям-словесникам на уроках русского языка, так как знание исторических процессов в развитии языка необходимо для более успешного обучения.

Предлагаю небольшой исторический комментарий, который мне удалось найти в различных научных трудах.

1. Орфограмма: и, а, у после шипящих.

Ярким примером исторического правописания в русском языке является буква и после согласных ж, ш. Мы говорим жы, шы, но пишем жи, ши, потому что так произносились эти сочетания на заре нашей письменности, когда согласные ж, ш были мягкими. И только три слова: жюри, брошюра, парашют, следуя транслитерационному принципу, пишутся через ю. В написании этих слов отражено и французское произношение и написание: жюри – jury, брошюра – brochure, парашют – parachute. Если бы эти слова были еще в древнерусском языке, то их написание целиком и полностью отражало бы традиционный принцип русской орфографии, так как ж, ш были мягкими. Но эти слова пришли к нам в XIX веке, когда ж, ш уже отвердели, и стали исключениями из правила.

2. Орфограмма: буквы о – ё после шипящих в корне слова.

Напомним, что в школьных учебниках данное правило звучит так: «В корне после шипящих под ударением пишется ё, а не о. Слова-исключения: шорох, крыжовник, шов, капюшон и т.д.».Но если проследить механизм работы данного правила, то убеждаешься, что буква е – ё пишется тогда, когда ударение в слове на этом слоге непостоянно и при образовании новых слов переходит на другой слог: жёваный – жевать, жёны – жена, чёлка – чело и т.д. А в таких словах, как шорох, шов, чокаться, обжора, прожорливый, корневой слог при всех изменениях слова остается ударным и о не чередуется с ё. (Об этом, кстати, говорят такие ученые, как К.И. Былинский, Д.Э. Розенталь и др.)

Не следует ли поменять формулировку данного правила в школьных учебниках: «В корне после шипящих пишется ё, когда ударение на корне непостоянно; и пишется о, если корень остается ударным при всех изменениях слова»? Тогда ученикам не нужно будет запоминать огромное количество слов, которые попали в разряд исключений.

А что же делать с такими словами, как шофер, шоссе, шоколад, жонглер и т.д., которые тоже почему-то рассматриваются составителями школьных учебников в этом правиле?

Они все иноязычные и пишутся в соответствии с транслитерационным принципом, попадая в разряд словарных слов.

И все же отдельно хочется рассказать еще о трех словах, так как их этимология вызывает особый интерес: крыжовник, чащоба, трущоба.

Крыжовник. Этимологически в этом слове выделяются два суффикса: -ов-, -ник-. В современном русском языке, где слово крыж ушло в пассивный запас, корень сросся с суффиксом -ов-. Это и заставляет заучивать данное слово как исключение, в то время как в нем последовательно выдерживается правило написания о – ё в суффиксах после шипящих.

Трущоба. Слово также образовано с помощью суффикса -об- от несохранившегося труща – «хворост, треск». Значит, и здесь применимо правило «О – ё в суффиксах после шипящих».

Такому же принципу подчиняется и слово чащоба, образованное от хорошо известного нам словачаща. Оно имеет корень чащ и суффикс -об-.

Конечно, в современном русском языке мы никак не соотносим слова трущоба и треск, крыжовник и крыж, и, возможно, здесь произошло опрощение. Но к слову чащоба мы до сих пор подбираем однокоренное чаща. Уместно ли тогда здесь применять правило «Буквы о – ё после шипящих в корне слова»?

3. Орфограмма: буквы и – ы после ц.

cicНаписание букв и – ы после ц сложилось стихийно, но впоследствии эти написания прикрепились к определенным морфемам. Написание ци в корне – историческое явление. Слова с таким буквосочетанием являются обычно иноязычными. После ц пишется и в соответствии с мягким или полумягким произношением тех звуков, которые передаются в русском языке буквой ц, например: цивилизация из лат. сivilis, цитата – лат. citatum. В русском же языке буква цпередает твердый звук, после которого может произноситься только [ы], но не [и]. Поскольку заимствованных слов с ци в корне подавляющее большинство, то русские слова с цы в корне (цыган, на цыпочках, цыпленок, цыкнуть, цыц) попали в исключения.

Парадокс! Но в русской орфографии исключениями стали собственно русские слова.

4. Орфограмма: буквы е – и в личных окончаниях глаголов.

В древнерусском языке глаголы делились на 4 тематических класса. К глаголам четвертого класса относились глаголы с нулевым суффиксом в основе настоящего времени и с суффиксом -и- в инфинитиве, а также с основой на ять (yat) в инфинитиве, а после шипящих и йот на -а.Четвертый класс тематических глаголов относился ко второму спряжению!

Например:

обидyat-ти – обидиши;

видyat-ти – видиши;

слыша-ти – слышиши.

Таким образом, глаголы слышать, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, гнать, держать, дышать, обидеть, смотреть, вертеть изначально были глаголами второго спряжения. А современная формулировка правила «сделала» их исключениями.

Стелить. В современном русском языке имеются две формы этого глагола: стлать (1-е спряжение) и стелить (2-е спряжение). Но формы настоящего времени для обоих глаголов в литературном языке обычно употребляются общие: стелешь, стелет, стелют (то есть они изменяются по первому спряжению).

Других оснований для данной группы исключений мы не нашли.

5. Орфограмма: одна и две буквы н в прилагательных.

В русском языке последовательно происходили морфологические, словообразовательные и акцентологические изменения. Но только в трех словах – стеклянный, оловянный, деревянный – эти закономерности переплелись и дали удивительный результат.

nnПервоначально, в древний период все отыменные прилагательные образовывались с помощью суффиксов -ан- – -ян-, но при этом получали различное ударение. И уже от этих суффиксальных прилагательных могли возникнуть новые формы с дополнительным суффиксом -ьн-. По этому правилу слова писались так: дерев-ян-ьн-ный, олов-ян-ьн-ный. Но в связи с исчезновением сверхкраткого звука ь ударение перешло на предшествующий слог и здесь закрепилось, возникли новые слова деревянный, оловянный.

А прилагательное стеклянный, сохранив старое ударение на суффиксе, одновременно с этим оставило и «усиленное н» – и попало в разряд исключений. Это слово, даже получая суффикс -ьн-, никогда не переносило ударение на корень, потому что и корень у него состоял из сверхкраткого ъ: стькльнъ – все слово состояло из одних сверхкратких гласных. После утраты слабых сверхкратких слово стькльнъ дало форму стклен, которая настолько сложна для произношения, что не сохранилась в русском языке.

Происхождение слова-исключения ветреный прозрачно. В древнерусском языке оно относилось к отглагольным прилагательным, образованным от глагола несовершенного видаветрить, и писалось с одним н, а как только добавлялась приставка (безветренный), слово писалось с двумя буквами – нн.

Сегодня слово ветреный перешло в прилагательные, однако сохранило свое старое написание.

6. Орфограмма: мягкий знак в глаголах повелительного наклонения.

В современном русском языке во втором лице единственного числа формы повелительного наклонения могут быть трех видов:

а) с конечным мягким согласным: будь, тронь, брось;

б) с ударным конечным -и: ходи, пои, крои;

в) с конечным -й после гласного: думай, знай, читай.

Таким образом, формы повелительного наклонения образуются от чистой основы настоящего и будущего простого времени с чередованием твердого согласного с мягким и от чистой основы плюс суффикс -и-.

А форма ляг стала исключением благодаря своей твердой согласной на конце. В этом случае звуковая материя оказывает сопротивление графической форме. Поставленный мягкий знак вызывает при чтении этой формы восприятие сочетания знаков гь. Между тем мягкие заднеязычные, как правило, не могут стоять в конце слов: в норме они так не употребляются. Иными словами, сюда «вмешивается» и произносительная норма русского языка – и слово произносится в соответствии с этой нормой.

7. Орфограмма: о – е после шипящих в наречиях.

Ещё. Мало кто знает, что слово ещё исконно являлось безударной частицей, в которой по правилу писалось ё. И уже потом это слово приобело значение «большее» и стало наречием. А правописание сохранилось.

8. Орфограмма: мягкий знак после шипящих в наречиях.

Объяснить исключения уж, замуж, невтерпеж можно следующим образом: эти наречия произошли от существительного уж, терпеж, муж, которые относятся ко второму склонению и пишутся без мягкого знака.

Интересен другой факт: наречие настежь образовано от предлога на и существительного второго склонения стеж (устар.) – «крюк, столб», однако это слово не стало исключением и пишется с мягким знаком.

9. Орфограмма: суффикс страдательных причастий настоящего времени.

Движимый. Данное причастие образовано от старинного глагола движити, относившегося ко второму спряжению, а значит, и пишется причастие с суффиксом -им-.

10. Орфограмма: чередующиеся корни.

Почему возникли исключения в этой орфограмме – об этом есть только отрывочные сведения.

Равнина. Равнина – это место горизонтально плоское, то есть все ее точки расположены на равном расстоянии от уровня моря.

Полог. По смыслу это слово уже не связывается с корнем лаг – лож.

Плав – плов. В написание вмешалось языковое чутье. В свое время появились сложносокращенные слова: плавкран, плавсредства с двумя ударениями. Если стали так говорить, то и писать слова стали с корнем плав (плавать, плавун). Так и была узаконена новая орфограмма.

К сожалению, поиски по данной теме на этом остановились, так как не удалось найти дополнительную информацию. Но и собранный материал мне кажется очень полезным.

Для работы с орфографическими правилами мы взяли учебник В.В. Бабайцевой, Л.Д. Чесноковой «Русский язык. Теория», учебники для 5–9-х классов, авторами которых являются М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, а также учебное пособие «Русский язык» Д.Э. Розенталя для 10–11-х классов.

Исторический комментарий к исключениям из орфографических правил //"Первое сентября. Русский язык" – 2006. – № 9. 

www.uicbs.ru

Что такое орфограмма для школьников?

Один из самых сложных языков - это русский. Большинство его слов пишется не так, как произносится. Поэтому трудности в правописании испытывают не только иностранцы, изучающие русский язык, но и люди, говорящие на нем с детства. Как только ребенок начинает учиться писать, он сразу сталкивается с необходимостью учить разные правила правописания, то есть орфограммы. Только при их применении возможно грамотно писать на русском языке. Поэтому с понятием, что такое орфограмма, школьник встречается уже в первом классе.

Признаки орфограмм

что такое орфограммаДля того чтобы писать грамотно, мало знать, что такое орфограмма, нужно уметь ее находить в словах и правильно применять. Для этого школьника нужно научить узнавать ее признаки. Ведь орфограммы есть не во всех словах, а только в тех, где звук находится в слабой позиции. Это место на конце слова, в стечении согласных, безударная позиция гласного звука или гласный после шипящих, сложные слова и некоторые другие случаи. Например, "вода", "зуб", "счастье", "желтый" или "самолет".

Виды орфограмм

После того как найдена в слове позиция орфограммы, нужно определить условия выбора правильного написания. Обычно это зависит от части речи, места звука в слове или от значения самого слова. В соответствии с этим выделяются разные виды орфограмм. Например, правописание безударных гласных в корне слова, в приставках, окончаниях, после шипящих, правописание согласных, слитное и раздельное написание "не" и ни" и многие другие. Всего в школе изучается 70 орфограмм. Но даже выучив их все наизусть, не каждый ребенок может их применять и писать грамотно.

Самую большую трудность вызывает правописание гласных в корне слов. Очень сложно определить на слух, что в этом месте присутствует орфограмма. Слова, виды орфограммкоторые нужно запомнить, собраны в орфографический словарь. Их очень много, и редко кто знает их все. Кроме того, в русском языке постоянно появляются новые слова, правописание которых тоже нужно запоминать. Очень сложно запомнить также правильное написание терминов и слов иностранного происхождения. Например, "хоккей", "коалиция", "легитимный" и многие другие.

Трудность в изучении русского языка еще и в том, что из большинства правил есть исключения. Поэтому их все желательно учить наизусть. Например, правописание гласных после шипящих, "н" и "нн" в суффиксах или словарные слова. Не поддаются правилам написания слов "парашют", "ветреный" или "заря".

Как применять орфограммы при написании

Поэтому, даже если ученик знает, что такое орфограмма, и выучил их все, это еще не гарантирует того, что он будет грамотно писать. Труднее всего иностранцам, изучающим русский язык. Ведь для правильного применения орфограмм нужно разбираться в тонкостях лексического значения слов, уметь выделять в них морфемы, определять часть речи, к которой относится слово. Например, от значения слова зависит выбор гласной в таких сочетаниях: "запевать песню" или "запивать лекарство". Кроме того, очень важно орфограмма словаправильно произносить слово. Часто именно от этого зависит выбор нужной буквы при написании. Например, после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных под ударением пишется "о" - так, как и произносится: "крючок", "пушок", "кумачовый".

Почему же большинство учеников, окончив школу, допускают ошибки в словах? Ведь они знают, что такое орфограмма, могут рассказать правила, но у них не получается их применять. Многие просто не видят место, в котором можно сделать ошибку. Ведь чтобы определить место орфограммы в слове, нужно знать правила русского языка: уметь различать части речи, определять грамматическое и лексическое значение слов и разбирать слова по составу. Кроме того, нужно развивать у школьников фонетический слух, чтобы они смогли сразу услышать, в какой позиции находится звук, куда падает ударение, и есть ли в слове разделительные "ъ" и "ь".

fb.ru

Правописание корней (орфограммы)

Правописание корней

6. Проверяемые безударные гласные в корне слова

Чтобы проверить правописание безударных гласных в корне слова, надо подобрать к данному слову однокоренное или изменить его так, чтобы этот безударный гласный оказался под ударением.

К примерам

7.Проверяемые и непроизносимые согласные

 в корне слова

Чтобы проверить правописание сомнительных и непроизносимых согласных, нужно изменить слово или подобрать к нему такое однокоренное, в котором после них следует гласный. Проверяемый согласный в этом слове должен произноситься отчетливо.

К примерам

8. Буквы И, А, У после шипящих

После шипящих не пишутся буквы Ы, Я, Ю, а пишутся буквы И, А, У.Исключения: жюри, брошюра, парашют.

К примерам

9. Буквы И (Ы) после Ц

После Ц в корне пишется И .Исключения: цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц.

К примерам

10. Буквы Ё, О после шипящих в корне слова

Если в корне после шипящего под ударением слышится [О], то надо писать Ё.Исключения: крыжовник, капюшон, трущоба, чащоба, шов, чопорный, шомпол, шорох, шоры, обжора, чокаться, трещотка. В иноязычных словах возможно написание О после шипящих в неударяемых слогах: жокей, жонглер, шоколад, шоссе, шофер и др.

К примерам

11. Буквы А - О в корнях

 -ЛАГ -/-ЛОЖ, -КАС-/-КОС-

В корнях -лаг-/-лож-, -кас-/-кос- пишется буква А , если после корня стоит суффикс -А- , и буква О , если этого суффикса нет.

К примерам

12. Буквы А - О в корнях

 -РАСТ-(-РАЩ-) / -РОС-

В корне -раст-(-ращ-)/-рос- в безударном положении перед СТ и Щ пишется А , а перед С - О .Исключения: отрасль, росток, Ростов, Ростислав.

К примерам

13. Буквы А - О в корнях -ЗАР-/-ЗОР-, -ГАР-/-ГОР-, -ТВАР-/-ТВОР-, -КЛАН-/-КЛОН-

В корне -зар-/-зор- безударный гласный обозначается буквой А . В корнях -гар-/-гор-, -твар-/-твор-, -клан-/-клон- безударный гласный обозначается буквой О .Исключения: зорев`ать, `утварь, пр`игарь.

К примерам

14. Буквы Е - И в корнях с чередованием

В корнях -бер-/-бир-, -дер-/-дир-, -мер-/-мир-, -пер-/-пир-, -тер-/-тир-, а также -блест-/-блист-, -стел-/-стил-, -жеч-/-жиг-, -чет-/-чит- пишется И , если дальше следует суффикс -А-, в противном случае пишется Е .Исключение: сочетание.

К примерам

15. Буквы Ы - И после приставок

После приставок, оканчивающихся на согласную, вместо И пишется Ы в соответствии с произношением. После приставок сверх-, меж- сохраняется И. Сохраняется И и после иноязычных приставок дез-, суб-, контр-, транс-, пан-.

К примерам

16. Соединительные О, Е в сложных словах

В сложных словах после твердых согласных пишется соединительное О , а после мягких согласных, шипящих и Ц - соединительное Е .

К примерам

sever-press.ru

жЮри. брОшЮра, парашЮт - Говорим и пишем правильно

Previous Entry жЮри. брОшЮра, парашЮт 23 мар, 2005 @ 05:05 Next Entry

Меня интересует, почему эти слова пишутся через "Ю". Кто это придумал, для чего, чем объяснить такое написание? Почему не через "У"...Спасибо!!!

[User Picture Icon]
From:Date:
eugy
Март, 22, 2005 17:13 (UTC)
(Link)
По старым замечательным правилам они пишутся только через Ю, а вот по новым гнусным правилам для "грамотеев" можно и через У.
[User Picture Icon]
From:Date:
olelukoie
Март, 22, 2005 17:45 (UTC)

кошмар!!!!!!!!!!

(Link)
неужто приняли уже такое????????
[User Picture Icon]
From:Date:
kolibri090
Март, 22, 2005 17:53 (UTC)

Re: кошмар!!!!!!!!!!

(Link)
а что случилось? в чем кошмар?
[User Picture Icon]
From:Date:
malpa
Март, 22, 2005 18:18 (UTC)
(Link)
Нет, этот был лишь проект.
[User Picture Icon]
По нашему мнению, слово “жюри” следует вывести из исключения и наряду со словами “брошюра” и “парашют” также писать по-новому — с буквой у. Во-первых, как показывают наблюдения, в электронных СМИ это слово никогда не встречается с мягким шипящим ж, да и в обычной речи тоже. Во-вторых, это уже давно обрусевшее слово никак не соседствует с такими явно “чужеземными” словами, как амбушюр, жюльен, монтежю, пшют, фишю, шютте, шюцкор.
[User Picture Icon]
From:Date:
ne_t
Март, 22, 2005 17:18 (UTC)
(Link)
[User Picture Icon]
ну, конечно же, брОшюра.Просто я не об этом спрашиваю.(Удалённый комментарий)
[User Picture Icon]
From:Date:
kolibri090
Март, 22, 2005 17:57 (UTC)

Re: Ходила така байка

(Link)
[User Picture Icon]
From:Date:
chachalava
Март, 22, 2005 18:11 (UTC)

Re: Ходила така байка

(Link)
разве те, кто сидят на корточках и плюют носят малиновые пиджаки?
[User Picture Icon]
Тык ить в произношении не "Ю", а "У" уже давно слышится. Кто говорит "ПАРАЩЮТ"?
[User Picture Icon]
Что бы Вы понимали в фонетике...
[User Picture Icon]
tak, chto? nikto ne otvetil? frantsuzkie slova. vse tri. tak proiznosiatsia po frantsuzki. vot i vse.
[User Picture Icon]
ясно дело, что это заимствованные слова.тогда вопрос - почему все остальные слова по правилам через "У", после шипящей, и не через "Ю".
[User Picture Icon]

pishu-pravilno.livejournal.com

Упражнения для формирования орфографической зоркости

Разделы: Начальная школа

Главной целью в работе с детьми начальных классов на уроках русского языка является формирование орфографической зоркости, умение не только обнаружить, но и распознать орфограмму в условиях зрительного и слухового восприятия. Это является залогом грамотного письма. Уже более 15 лет на каждом уроке провожу орфографические разминки, в ходе которых предлагается система упражнений, направленных на совмещение обучения правописанию и тренировки соответствующих  навыков с развитием памяти , внимания. «Капельным» (одно слово в домашнем задании для подбора родственных, по одному слову для всех изученных лингвистических разборов, несколько орфографических задач на старый материал, краткие предложения для синтаксического и пунктуационного их анализа, одно предложение или словосочетание для ежеурочного комментирования и т.п.- всё это проявление «капельного» способа отработки всего изученного.) способом предлагаются задания, чтобы за 7-8 минут успеть охватить пройденный ранее материал, не позволяя школьникам ни забыть, ни утратить приобретённые знания, и умения, и навыки.

Предлагаю несколько видов упражнений для орфографической разминки.

1. Чистописание (перед написанием букв или сочетаний обязательно спросить, о чем они нам могут рассказать).

ъ   ь   ъ   ь                         (это разделительные знаки, которые  разделяют два согласных звука; мягкий знак служит для обозначения мягкости согласных; ь грамматической формы)на    в   по                         (русские приставки) 

чк   чн   лл                        (сочетания исключения из орфограммы ь для обозначения мягкости согласного)ая   яя                               ый   ий                              (безударные окончания прилагательных)ое   ее 

ы   и                                  (ы // и после ц; гласные после шипящих)

ем   ишь                           (безударные окончания глаголов)  ит   ем 

о   Аа                                (безударные гласные корня)  Ии   е                                 (безударные гласные корня; е // и в безударных окончаниях существительных)Оо   Ёё                              (о // ё после шипящих)о   е                                   (соединительные гласные в сложных  существительных)Й   Р   Л                            (согласные буквы; сонорные звуки)

Й   Чч   Щщ                     (согласные буквы; только мягкие звуки)

Жж   Шш   Цц                (согласные буквы; только твердые звуки)

Яя   Юю                           (гласные обозначающие два звука; гласные,  которые  обозначают мягкость согласного)

2. Скандирование недельной группы словарных слов с обязательной постановкой (пением) ударения – это способ тренировки естественного слогоделения и прием, облегчающий запоминание (вступают в действие артикуляционные органы учащихся, что обеспечивает подключения к запоминанию непроверяемых написаний, помимо слуховой– моторной памяти). При скандировании дети должны видеть слова, чтобы слуховая память соединилась со зрительной.

окорок         о-о-окорок  пастила        пастила-а-а паштет         паште-е-ет рагу              рагу-у-у сардельки    сарде-е-е-ельки сироп           сиро-о-оп тефтели        те-е-ефтели эскимо         эскимо-о-о

– На какие две группы можно распределить эти слова? – Какое слово лишнее и почему? – Какое слово непонятно? (Дома в словаре найти его значение)

3. Игры со словами (прописывание 3-4 трудных слов, некоторые слова прописываются с нагрузкой, т. е. с добавлением новых орфограмм, которые надо указать и объяснить. За неделю должны быть прописаны все слова, и неоднократно.)

Слово пастила запишите в родительном падеже. Слово эскимо разделите на слоги. Слово окорок измените так, чтобы появилась орфограмма о // ё после шипящих. Слово сарделька измените так, чтобы появилось исключение из орфограммы ь знак для обозначения мягкости согласного. Существительное паштет преобразуйте в прилагательное.

4. Определение на слух простых предложений в сложном. (Такого вида работа развивает умение видеть структуру сложного предложения, тренирует детей в искусстве осознания и расчленения передаваемой в предложении мысли.)

Учитель читает предложение, дети загибают пальчики, считая простые предложения. Чтобы избежать скуки от работы со старым, хорошо известным материалом, детям лучше всего предлагать строки из поэзии И. Бунина, которая богата образностью, метафорами, предложения из произведений П. Ершова, Д. Мамина-Сибиряка, М. Пришвина.

5. Продолжи ряд (для освежения в памяти особых случаев написания и исключений на разминке иногда предложить ребятам закончить ряд и определить, исключением из какого правила являются эти слова).

Жюри,…(брошюра, парашют) исключения из орфограммы гласные после шипящих.Цыган,…(цыплёнок, на цыпочках, цыц, цыкнул) исключения из орфограммы ы//и после ц.  Гнать,…(держать, дышать и слышать, и обидеть, и зависеть, видеть всё, смотреть, вертеть, ненавидеть, но терпеть) 11 глаголов исключений, в окончаниях которых пишем и (а//я).Брить, стелить, но…(бреешь, стелешь).                                  Лестница,…(праздник, чувство) непроизносимые согласные.Вожжи,…(дрожжи, можжевельник, жужжать, жжёт)Россия,…(ссора, Белоруссия) удвоенные согласные.Сн, нт,   (чк//нч, щн//нщ,чк,зд,сн,лл)сочетания исключения из орфограммы ь для обозначения мягкости согласного.                                                                                                         В, во, до,…(за, на, над, от, об, под, с, со…) русские приставки.

6. Разведи слова по значению и написанию. (Для выяснения качества неясного гласного или согласного  в корне подбираем родственные слова, среди которых отыщутся, если они существуют, и проверочные слова. Если слово проверить невозможно, ученик объясняет различие в значении  слов и называет букву, которая должна писаться и помниться). Работа с омонимами начинается с 1 класса. В букварный период работа с омонимами проводится по рисункам. В 1 классе необходимо подбирать простые слова, а  в 3 и 4 классах давать для объяснения более сложные слова).

Об…жать ребёнка.

Об…жать препятствие.

Ударился оземь – посеяли озимь, нагой склон – ударил ногой, валы воды – волы жуют сено, примерять платье – примирять ссорящихся, прожевать кусок – проживать на 5 этаже, утешать малыша – утишать боль, частота  пульса – чистота дома.

7. Орфографическая диагностика (определение всех имеющихся в данном слове изученных орфограмм. Основываясь на один из принципов Занкова-Шаталова, – «работа на высоком уровне сложности» – слова для этого задания подбираю с трудными орфограммами. Работа проводится только на слух).

8. В 1 классе необходимо в игровой форме часто повторять

  • Парные звонкие //глухие согласные. Игра  «Дождик» – указательными пальчиками, как падающие капельки, постукивать по столу, проговаривая парные согласные.
  • Только три твёрдых согласных (по раскрытой левой ладошке ударяем правым кулачком, проговаривая: ж, ш, ц – только твёрдые).
  • Только три мягких согласных (поглаживаем пальчиками по щёчкам, приговаривая: й,ч,щ – только мягкие).

9. В устную разминку обязательно включать вопросы на повторение теории, что позволит держать в головке приобретённые знания. Вот несколько вопросов, которые необходимо повторять в 1 классе.

  • Какой вид речи мы называем устно речью?
  • От какого очень старого русского слова образовано название устной речи?
  • Какой вид речи называется монологом?
  • Чем отличается от монолога диалог?
  • Как называется самая большая единица речи?
  • Можете назвать самую маленькую единицу речи?
  • Из каких единиц складываются слова?
  • Из чего складываются слоги?
  • Какая же из единиц речи является главной единицей общения?
  • Какие два типа звуков различают в языке?
  • Какие звуки самые голосистые?
  • Каких звуков, гласных или согласных, в нашем языке больше?
  • Какие разновидности согласных мы знаем?
  • Чем любой согласный отличается от гласного?
  • Для чего нужно знать алфавит?

10. На уроке возможны лингвистические игры, типа

  • «Верни со знаками препинания» (учитель читает предложения с однородными членами, обращениями, предложения с прямой речью, а дети воспроизводят их, проговаривая знаки препинания).
  • «Найди третий лишний».

Необходимо совершенствовать знание учащимися алфавита, которое необходимо для быстрого нахождения слова в словарях. На разминке  предложить ответить на вопросы:

  • Между какими буквами располагается в алфавите ы (п//ц//ь…)
  • Какая буква следует за д (с//а//ф…) или предшествует ей.

Такая регулярная «капельная» тренировка не только  ускоряет повседневную работу в классе, позволяя делать урок ёмким, но и даёт возможность поддерживать высокий уровень владения изученным материалом.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также



(89088)-732-232
 

с 11:00 до 18:00 (время тюменское

+ 2 Москвы )

Карта Сайта