http://goroskop.biz.ua

Парашют. Парашют


Парашют — Lurkmore

Nohate.jpgНЯ!Эта статья полна любви и обожания.Возможно, стоит добавить ещё больше?
Парашютные единоборства

Парашют — устройство для того, чтобы пиздануться с высоты нескольких километров, отряхнуться и пойти дальше.

История парашюта вкратце

Первые упоминания о парашюте восходят к Китаю. Впрочем, никто не обратил на это внимания. После этого Леонардо Да Винчи начал чертить первые прототипы парашюта, который представлялся ему пирамидообразным куполом с ручками для висящего снизу чувака. Однако из-за невостребованности (бэйcджампинг тогда ещё не изобрели) и этот чертеж был благополучно забыт.

Но вот братья Монгольфье придумали монголфьеры, почти сразу за этим придумали шарльеры, и началась эпоха аэронавтов. И вот тогда-то уже люди задумались, что ёбнуться с высоты n метров как-то вполне реально и совсем не прикольно. Неизвестно, каким точно образом был изобретен первый парашют, но точно известно, что испробован он был на одной из ярмарок. Ставший уже эталоном «гвоздя программы» взлет счастливчегов на привязном аэростате дополнился прыжком «безумца». Не сказать, чтобы взлёт вверх был с точки зрения зевак менее опасным, чем прыжок вниз, но зрелищно, да.

Однако первые парашюты были очень неудобны. Подумав, стали шить парашюты с дыркой посередине, что заметно увеличивало качество спуска, нет, ну правда! Однако, вплоть до второй мировой войны, парашюты не получили нормального употребления, так как офицеры на падающем аэростате считали, что больше шансов выжить на медленно падающем аэростате, чем сигануть за борт. А вот на самолете — ни фига!

«

Парашюты в авиации — вообще вещь вредная, так как летчики при малейшей опасности, грозящей им со стороны неприятеля, будут спасаться на парашютах, предоставляя самолеты гибели. Машины дороже людей. Мы ввозим машины из-за границы, поэтому их следует беречь. А люди найдутся, не те, так другие!

»
— резолюция главнокомандующего Российскими воздушными силами великого князя Александра Михайловича на ходатайстве о введении парашютов Котельникова как обязательного снаряжения летчиков. 6 июня 1912 г.

Перед второй мировой войной на парашютистов, как на модный и чёткий десант в тылах врага, рассчитывали многие страны. Парашюты, танкодесантные планера, тысячи их! Однако, боевое применение показало, что практически во всех случаях, когда цель достойна внимания, гробилась как минимум половина бравых элитных ВДВшников, готовившихся к смерти годами. То есть можно, конечно, пожертвовать этим алмазным скальпелем с лазерной заточкой, если нужно сделать что-то очень важное — захватить, скажем, Крит, спиздить Муссолини — но соотношение цена/эффективность хромало.

А разгадка одна — принципиальная невозможность в то время обеспечить десант тяжёлым вооружением и поддержкой с воздуха плюс ограниченность численности десанта. После войны дело пошло на лад, см. хотя бы «Шторм 333», но серьёзные потери специально отобранных и долго обучаемых солдат до сих пор неизбежны. Очень дорогое это удовольствие.

А вот сбрасывать радистов, диверсантов и прочих подпольщиков для установления контакта с партизанами оказалось очень даже эффективным делом. Кот бы знал…

Классификация прыгунов

Парашютистов можно разделить на следующие категорий:

  1. Перворазник — хорошо, годно описан в соответствующем разделе статьи.
  2. Парашютист выходного дня — считает прыжки неплохой альтернативой копанию на даче в говне и прочим традиционным развлечениям по выходным. Имеет в активе 100—500 прыгов и занимается этим делом без особого фанатизма, just for lulz. Обычно сливает пол-зарплаты на прыги и занятия в аэротрубе, при этом кладет на все, что выходит за рамки увлечения и работы. Прыгает фрифлай и неравнодушен к легким веществам.
  3. Спортсмен-бизнесмен — серьёзный дяденька, приезжающий на аэродром на большом чёрном джипе. Для него не проблема купить сразу пару парашютных систем и делать по 10 и более прыгов в день, или ломануться среди зимы на недельку попрыгать в тёплые края, или оплатить свободные места в подъёме, если очень хочется прыгать и сразу, и т. д. Часто бывает спонсором RW-команды. Обычно достигают очень хороших результатов в спорте.
  4. Инструктор — «бывший десантник». Этот проводит инструктаж для перворазов, решившихся прыгать на Д-6, Д-1-5У и других круглых девайсах, и выпихивает этих самых перворазов из самолёта. В его арсенале обширная теоретическая и практическая база, те самые значки, и куча занимательных историй из жизни перворазов.

Перворазник

Сферические перворазники Вам всем пиздец!!!11

Перворазником называется человек, прыгающий с парашютом первый раз. Над перворазниками особенно любят измываться инструкторы и бывалые парашютисты. Нет, пугать не будут, наоборот — им же за каждого клиента платят, а то еще и убегут со страха. Зато постебаться над неумехами, которые путают лево/право и не могут запомнить очередность движений — это пожалуйста. Это даже полезно — смех отвлекает от страшных мыслей и удлиняет жизнь.

Таким образом, переворазник, успокоенный сладкими речами инструкторов, идет на взлетную полосу. Ему все интересно, он постоянно крутит своей головой, старается все посмотреть и запомнить, настроение приподнятое, но это до взлета. Как тока пепелац набирает первые метров 20 высоты, до бедняги начинает доходить ужас происходящего, что всё это не понарошку и на карусели в парке слабо похоже. Перворазник начинает срать кирпичами, лицо становится абсолютно серьезным, бледным и непроницаемым, и появляется некая скованность в движениях.

Как только пепелац ложится на курс бомбометания, перворазников подымают в проход, и открывают люк дверь. В эти моменты заметно инстинктивное желание бедолаги плюхнуться обратно, но ласковые руки инструктора поддерживают перворазника. На таких же ватных ногах наш герой и вываливается за борт (предварительно получив стартовый пендель от инструктора). После чего дико охуевает, понимает, что парашют раскрылся, экстерминатус ему не грозит, и начинает давить лулзы не хуже летунов космических.

Бейсджампер

Жизнь парашютиста коротка, но ярка!!!!1 Скайдайверы, такие голые

Бейсджампинг (BASE jumping) — прыжки с парашютом с наземных объектов.

Бэйсер — опытный парашютист, которого более не вставляют прыжки с летательных аппаратов. Причем довольно не бедный — снаряга стоит от 2500 УЕ + непредвиденные расходы (например, больничные), а в аренду её даже в альпийских и скандинавских странах не дают.

Смотрит на остальных парашютистов как на говно. Для прыжков использует специальный парашют, особенностью которого является быстрое и жесткое раскрытие. Запаску не использует, так как в случае отказа основного купола времени на открытие запаски один хуй не хватит. Прыжки с большинства объектов, как правило, запрещены законом, поэтому кроме задачи удачно приземлиться и не поломать себе какие-нибудь части тела, существует также задача быстро собрать парашют и съебаться. Иначе: штраф, пиздюли от охраны/ментов, экскурсия в отделение и (возможно) конфискация парашюта. Also, бейсджампинг — один из самых эффектных и зрелищных способов стать героем.

Киберпарашютист

Это особый вид парашютистов, мерзость которых возведена в квадрат. Они, как правило, годами собираются прыгнуть, ищут советов в интернете и ебут мозги парашютом всем знакомым и родителям, доводя их до истерики. Часто они образуют быдлогруппы вконтакте и в других социальных сетях вроде «хочу прыгнуть с парашютом!». Общее настроение в этих группах все то же — «попрощайтесь с родными, помолитесь, послушайте радио Радонеж, и в следующие выходные — вперёд на аэродром!»

Способы троллинга:

  • Горные лыжи (альпинизм etc) значительно экстремальнее парашюта (ведутся в основном «продвинутые перворазники»).
  • Парашют в русском языке давно уже пора писать через «у».
  • Но самый толстый троллинг: это заявить «Классика лучше АФФ!», или «Виджил лучше Сайпрес!», или «Новый отечественный ранец лучше б/у импортного!». Понимания предмета для участия в сраче не нужно, он сам собой возникнет или вам просто кинут ссылки на треды трёхлетней давности тех, кто успел раньше.

Женский вариант

Девушки-парашютистки, как ни странно, в основной массе производят не отталкивающее, а приятное впечатление. Связано это с тем, что у женского пола навязчивая склонность к демонстрации своей смелости и крутизны обычно интригует и привлекает (в то время как у мужского — смешит и вызывает стойкую ассоциацию с задротством). А ещё обтягивающие фрифлайные комбезики же!

Адреналин

bMagnify-clip.pngОн получил свою дозу адреналина

Это главная причина, которой экстремалы объясняют свою тягу к прыжкам. В действительно же адреналин почти не оказывает никакого особенного влияния на получение удовольствия. Разве что может появится беспокойство, вызванное пульсом, который был учащен адреналином. Зависимость экстремалов не адреналиновая, а эндорфиновая. Этому способствует один из множества хитрых биологических механизмов, появившихся в ходе эволюции. При опасности получения сильной травмы организм начинает усиленно выделять эндорфины, чтобы не загнуться от болевого шока. Так и происходит, когда парашютист летит с высоты. Парашют раскрывается и боль не наступает, а эндорфины продолжают своё приятное действие. Однако большинство парашютистов, потешив свое ЧСВ несколькими прыжками, благополучно забивают на это дело, не доходя до этой стадии.

Те же, кто не забивает, имеют шанс допрыгаться сначала до управляемых парашютов, потом до разных выкрутасов и, наконец, до инструкторства. Парашютный инструктор — это уже не задрот, а профессионал. Кроме того, прыжки для инструктора — уже рутина, и адреналина он с этого дела практически не получает (кроме внештатных ситуаций). Однако, он может невозбранно тешить своё ЧСВ благодаря нешуточному восхищению новичков. Опять же в инструкторстве главным кайфом становится стёб над перворазами. А если инструктор дорастает до тандем-мастера, то каждый новый прыг уже доставляет удовольствие лицезрения парящих холмов женских прелестей где-то в ощутимой дальности перед собой.

Несчастные случаи

Ноги-руки ломают часто, но, опять же, из-за того, что плохо слушали инструктора (неправильно приземлились, забыли вынуть чекующий шнур и открылся запасной и проч.). Также можно врезаться в какое-нибудь препятствие, например, в лес. Вас, конечно, снимут, а дерево распилят, но ободраться можно в клочья. Смертельный исход у перворазников бывают очень редко — проценты минимальные и только из-за чьей-то неземной глупости. Чаще всего сия чаша достается бесбашенным экстремалам.

Обычно в таком случае среди парашютистов принято говорить кодовое слово BSBD (Blue Sky Black Death, Синее небо, чёрная смерть; не путать с BDSM и BSOD) — это стандартный коммент к любому сообщению о разбившемся парашютисте. Написав «BSBD», Анонимус как бы говорит, что, мол, ему вовсе не похуй, что очередной прыгун внезапно принял ислам. При этом совершенно неважно, кто именно стал героем: мастер спорта Всея Руси, погибший из-за долбоебизма укладчика, или ТП, которая самовыпилилась во время первого же прыжка.

Пример:

— Сегодня в 11 часов 30 минут в результате схождения на малой высоте разбились спортсмены Василий и Пупкин. — BSBD

Решили попробовать?

Итак, если же вы всё-таки решили потешить своё ЧСВ столь простым и очевидным методом или же вас угнетает это быдло 2 августа, вам, возможно, будут интересны следующие факты:

  1. Небольшая подборка парашютных происшествий.
  2. Скорость снижения на основном куполе Д1, Д5 и Д6 (площадь купола 82 м²) от 5 м/с. Если вы хотите понять на практике, что это такое, найдите любой предмет высотой 1,3 метра, встаньте на него в полный рост и прыгните вниз. Учтите, что здесь можно сгруппироваться и приземлиться в удобном положении, в подвесной системе же корпус тела перпендикулярен земле. В ВДВ с таких трамплинов прыгают в опилки до посинения, за одно зажимая между коленей палочку, ибо плотно прижатые друг к другу ноги реже ломаются. При прыжках используют ботинки с высоким голенищем и обматывают голеностоп эластичным бинтом, что дополнительно защищает от повреждений. И, несмотря на это, мелкие травмы случаются очень часто.
  3. Скорость снижения на запасном куполе от 7,5 м/с (площадь купола 50 м², всё это на примере З—5). У него нет строп управления, поэтому приземлить может против ветра и вообще хуй знает как. В документации прямо сказано: запасной парашют предназначен для спасения жизни парашютиста в случае отказа блаблабла. Сохранять здоровье он не обязан. Поэтому сломанная нога при приземлении на запаске — это нормально.
  4. Скорость снижения на двух куполах (в случае применения запасного парашюта при раскрывшемся основном) нигде не документирована, но больше 5 м/с, так как хотя общая площадь больше одного основного купола, они перекошены и дают меньшую эффективную площадь.
  5. Тот тросик в кабине летательного аппарата, за который крепятся карабины парашютных систем, называется «система принудительного раскрытия парашюта». Прикрепляться к ПРП по инструкциям можно лишь на высоте больше 200 метров. На меньшей высоте основной купол неэффективен, и, если что-то ниже этой высоты случится с летательным аппаратом, инструктор тупо выбрасывает кучей всю корабельную группу (а именно так называются парашютируемые) из дверей, и они должны сразу дергать запаску. Возможно, некоторые при этом и выживут.
  6. В армии десантникам при прыжке выдают по стропорезу. Эта хрень предназначена лишь для одного — вселять ужас в самого десантника, ну ещё, очень редко, позволяет самостоятельно слезть с дерева или столба, на котором ты завис.
  7. В случае введения основного купола в действие раньше 3 секунд при прыжке из ИЛ-76 очень вероятны многочисленные переломы, полученные в результате перегрузки от раскрытия.
  8. В ВС РФ существуют специальные программы спецподготовки парашютистов (возможно, только для офицеров, и только спецподразделений), по сравнению с которыми любой сложнейший прыжок опытного скайдайвера — детская забава. Из самых увлекательных — прыжки на лес (при приземлении нужно скрестить ноги, сжать сфинктер и молиться чтобы никакая веточка не вошла куда-нибудь), на город (бетонные поверхности фатальны), затяжной спец прыжок с Д-6 с высоты 3000 метров на приборе, срабатывающем на 300 метрах, прыжки с законтрованным основным куполом на отработку приземления с запаской и т. п.
  9. Снимки в воздухе на мыльницу с ногами на фоне земли очень красивы. Однако нужно быть суицидником, чтобы делать такие снимки. Куда вы потом положите фотоаппарат? В какой карман его не положишь, существует вероятность падения на него при приземлении. А стало быть можно сломать любимую мыльницу. А заодно ребро, ногу или руку.
  10. И помните, прыжок с парашютом это интересно и весело!

Парашюты

  • Сумрачным гением ивановских конструкторов было создано много парашютов, но один специально для перворазников: раньше он назывался (ВНИМАНИЕ!) «Школьник», так-то. Это обычный десантный парашют, подогнанный под всех. Отличительная особенность — нет кольца на нагрудной лямке. Прыгун привязан к летучему средству, и за эту веревку самолет (вертолет, воздушный шар) выдергивает парашют. Тельце несчастного может выполнять в небе любые пируэты, но парашют раскроется, и его пассажир окажется на земле в живом состоянии. Особо на нем не порулишь, можно только дрейфовать по ветру и крутиться вокруг своей оси.
  • В некоторых аэроклубах сохранились вечные как пирамиды и так же надёжные парашюты Д1-5у (тоже «Дуб»). Парашют знаменит тем, что, в отличие от Д6, обладает своей горизонтальной скоростью. Она небольшая, но есть. Также, бывает, ставят страховочный прибор, похожий на адскую машинку с шестеренками и инфернально названный «ППКУ». Если не расчековать «ППКУ» после открытия основного купола, то раскроется запаска, и придётся болтаться сразу на двух куполах. А, как мы помним, у Д1-5у есть своя горизонтальная скорость, поэтому у незадачливого летуна запаска проходит между ног, и красавчег летит вниз пузом. При этом конечности забавно висят, а у человека нет сил дотянуться до строп. Приходится приземляться на четвереньки, что неслабо доставляет прыгуну, зрителям и особенно медикам.
  • Для особо продвинутых перцев, которым несвойственно прыгать на круглых куполах (мне сразу крыло, я чо, лох, бля), промышленность продумала и этот вариант. Конечно, крутые перцы были первыми не в Рашке, а в США. Именно оттуда пошли крылья большой площади, на которых можно перворазника спустить живым на землю, но не обязательно в целости. Первораз на крыле требует большего матана, так как горизонтальная уже не малая, а целых 7 м/с, и как бы надо ее гасить. Поэтому если не завести крыло при посадке против ветра (чтобы относительно ветра была скорость, а относительно земли — меньше), то будет больно, и будет больница на пару месяцев. Краткий инструктаж состоит из теории управления данным фойлом, но многие ее не понимают. Это простительно, для этого перворазников страхуют говорящей шапкой — каской на голове со встроенной рацией, в которую инструктор с земли вещает, за какую веревочку тянуть и когда ножки складывать. Схема сама по себе хороша, но есть, как всегда, отморозки, русскую языку не понимай, или просто в ступоре. Анонимус наблюдал как-то посадку знатных кавказцев (палаживших свой хюй на сраний инструктаж) по ветру, один прикольно бился головой по брёвнышкам от берёзок, второй что-то сломал. Надо помнить, товарищ перворазник, что 7 метров в секунду плюсуются к ветру, а, как только ты зашёл по ветру и коснулся земли своим тельцем, фоил будет работать как парус, причем так здорово, что яхтсмены позавидуют.

Алсо

  • В момент отрыва от рампы очко десантника способно сжаться до размера атома, создав точку сингулярности, а также перекусить железный лом до зеркального среза. Но даже это усилие не гарантирует сохранения его герметичности.
  • Изобретатели парашюта, наверное, и не догадывались, что вызывают перманентную головную боль всех последующих поколений родителей дошкольников и младших школьников, у которых дома есть хотя бы один зонт.

Галерея

Значки парашютистов
13yesПоказатьСкрыть
  • Нагрудный знак «ПАРАШЮТИСТ»

  • Значок «Парашютист инструктор 300»

  • Значок «Парашютист инструктор 500»

  • Значок парашютиста в нацистской Германии

  • Знак парашютиста Люфтваффе

  • Парашютист-косячник

См. также

Ссылки

Парашют имеет отношение к тому, что летает.
Barrelroll.gif

lurkmore.to

Парашют - это... Что такое Парашют?

Парашюты на китайской марке 1958 года

Парашю́т (фр. parachute) — устройство из ткани, в основном в виде полусферы, к которому стропами прикреплена подвесная система или груз. Служит для замедления движения предмета в воздухе. Парашюты используются для прыжков из летательных аппаратов (или с фиксированных объектов) с целью безопасного спуска и приземления людей (грузов), для торможения летательных аппаратов при посадке.

Разновидности

Первоначально парашюты предназначались для мягкого приземления людей. Сегодня персональные или десантные парашюты используются для десантирования с воздуха, спасения людей и как спортивные снаряды в парашютизме.

Для приземления машин и грузов используются грузовые парашюты. Для приземления тяжелой техники могут использоваться несколько таких парашютов одновременно. Их разновидностью являются спасательные системы на самолётах, которой оборудованы многие лёгкие самолёты. Система состоит из парашюта и ускорителей принудительного вытягивания (баллистических, ракетных, или пиротехнических). При развитии опасной ситуации пилот вводит в действие спасательную систему, и весь самолёт целиком приземляется на парашюте. Спасательные системы вызывают много критики.

Спуск Феникса на Марс на парашюте. Съёмка с MRO с расстояния около 760 км

Тормозные парашюты применяются для сокращения тормозного пути на военных и транспортных самолётах, в дрэг-рейсинге для остановки машин. Например, тормозными парашютами были оборудованы самолёты Ту-104 и ранние версии Ту-134.

Маленькие стабилизирующие парашюты (они же выполняют функции вытяжных) используется для стабилизации положения тела во время свободного падения.

Парашюты часто используются для снижения скорости космических аппаратов. Парашюты космических аппаратов имеют самый широкий диапазон применения (высокие скорости, высокие или низкие температуры). Кроме атмосферы Земли, парашюты использовались для посадки зондов на Венеру, Марс, Юпитер, спутник Сатурна Титан. Для использования парашюта необходимо наличие атмосферы у планеты или спутника. Атмосферы других планет отличаются по свойствам от земной, например, атмосфера Марса очень разрежена, и финальное торможение обычно выполняется с помощью ракетных двигателей или надувных подушек.

Парашюты могут иметь самые разные формы. Кроме обычных, круглых парашютов, которые используются для мягкого приземления грузов и людей, существуют круглые парашюты со втянутой вершиной, в форме крыла Рогалло, ленточные парашюты для сверхзвуковых скоростей, парафойлы — крылья в форме прямоугольника и эллипса, и многие другие.

История

Парашютная система

Обычно под парашютом понимают персональную парашютную систему. В зависимости от целей различают десантные парашютные системы, спортивные и спасательные.

Десантная система

Круглый парашют

Круглые парашюты уменьшают скорость падения исключительно за счёт сопротивления воздуха. Они имеют форму полусферы, по нижней кромке прикреплены стропы (капроновые шнуры с противогнилостной и противообжиговой пропиткой), на которых висит парашютист и/или груз. Для стабилизации снижения в вершине купола обычно имеется полюсное отверстие, либо полотнище с повышенным пропусканием воздуха(сеточка), через которое уходит воздух. Этим предотвращают раскачивание парашюта. Скорость горизонтальная до 5 м/с (в зависимости от модификации парашюта) + скорость ветра, если купол направлен по направлению ветра, вертикальная скорость снижения до 5 м/с у основных куполов и до 8 м/с у запасных.

Подвесная система парашюта Д-5 с.2

Наиболее распространенные круглые парашюты, Д-1-5у (изготавливается из парашютного перкаля) и Д-6 (материал — капрон) предназначены для управляемого снижения и безопасного приземления парашютиста. Обычно парашют является многоразовым.

Подвесная система предназначена для:

  • соединения парашютиста с парашютом;
  • равномерного распределения нагрузки на тело парашютиста;
  • удобного размещения парашютиста при снижении и приземлении.

Подвесная система изготовлена из капроновой ленты. Она состоит из наспинно-плечевых обхватов, грудной перемычки и ножных обхватов. Подвесная система может регулироваться при помощи прямоугольных пряжек по росту парашютиста. На левой круговой лямке, ниже прямоугольной изогнутой пряжки, находится карман для вытяжного кольца. На уровне прямоугольной пряжки пришит предохранительный шланг вытяжного троса. Другой конец шланга крепится к ранцу. Подвесная система застёгивается при помощи карабинов и пряжек, вмонтированных в лямки.

Купол круглого парашюта имеет форму двадцативосьмиугольника, сшитого из одиннадцати полотнищ. По периметру кромка усилена прокладкой из капроновой тесьмы. С наружной поверхности на купол нашит каркас из капроновой тесьмы, которая, пересекаясь, образует сетку, заканчивающуюся по периметру купола 28-ю петлями, к которым крепятся стропы. Центральная часть купола усилена дополнительной тесьмой, повышающей прочность купола. В центре купола находится петля-уздечка, которая служит для соединения со стабилизирующим куполом. По периметру купола между петлями для крепления строп нашита стягивающая тесьма, предназначенная для предотвращения перехлёстывания купола и сокращения времени его наполнения. Между 28-й и 1-й стропами, около нижней кромки, нанесено заводское клеймо, обозначающее дату изготовления парашюта и его заводской номер.

Квадратные парашюты

Современные десантные парашюты имеют сложную форму (с целью предупреждения схождения в воздухе и улучшения управляемости). Так, армия США начала замену парашюта T-10 квадратным парашютом T-11, а Российские войска получают новый парашют Д-10, имеющий форму «патиссона».

Спасательная система

Спасательные парашюты предназначены для аварийного покидания самолётов и вертолетов. По конструкции, как правило, относятся к круглым парашютам, так как они наиболее надежны, менее требовательны к позе открытия и не обязательно требуют управления на приземлении. Многие запасные парашюты у парапланов, дельтапланов имеют форму круглого парашюта со втянутой вершиной. Это позволяет уменьшить площадь запасного парашюта.

Спортивная система

Современная спортивная парашютная система предназначена для прыжков с летательных аппаратов. И основной, и запасной парашют, как правило — крыло. Спортивная парашютная система зачастую представляет собой компромисс между надежностью, комфортом в эксплуатации, размерами и лётными характеристиками индивидуально подобранных куполов (основной и запасной). Система индивидуальна и поэтому при подборе и комплектации парашютной системы руководствуются следующим: вид парашютного спорта которым занимается парашютист, вес парашютиста, уровень подготовки, выражаемый чаще всего количеством прыжков, предпочитаемый производитель. Практически во всех парашютных системах предусмотрена возможность установки страхующих приборов, которые бывают автоматическими и полуавтоматическими. Прибор раскрывает парашют либо на установленной высоте, либо по истечению определённого времени. Полуавтоматические приборы работают механически, могут быть установлены как на основной, так и на запасной купола. Автоматические,- с помощью пиропатрона перерезающего петлю, удерживающую клапана ранца запасного парашюта.

Спортивные парашюты сильно эволюционировали за последние десятилетия. Первоначально парашютисты прыгали с десантными, круглыми парашютами. Основной парашют располагается сзади, запасной спереди. Но затем, в связи с развитием таких дисциплин как «точность приземления», появилась необходимость в улучшении лётных характеристик купола. Появились основные парашюты в форме крыла Рогалло, кайта NASA. В 80-х появились парафойлы — крылья, наддуваемые набегающим потоком воздуха (ram-air). Такие парашюты могли летать против ветра. Уменьшение укладочного объёма парашютов позволило перенести запаску на спину, появилась современная, тандемная компоновка ранца. С развитием дисциплин, в которых необходимо основную соревновательную задачу выполнить до приземления, снова появилась необходимость в уменьшении объёма уложенного купола, его веса, скоростных характеристик, последние в свою очередь позволяли совершать парашютные прыжки в сложных метеоусловиях, обеспечивать приземление на ограниченную площадку. В дальнейшем профиль крыла сужался, появились ткани с нулевой воздухопроницаемостью, относительное удлинение слегка увеличивалось, размер купола уменьшался, стропы стали тоньше и крепче, длина строп уменьшалась, воздухозаборники прикрывались, стабилизирующие полотнища уменьшались и удалялись из конструкций,- Шла борьба технологий с вредным воздушным сопротивлением. Следующим шагом стали Узкопрофильные косонервюрные парашюты. Количество нервюр увеличилось, что позволило сделать профиль крыла более строгим.

Современные узкопрофильные купола имеют замечательные полётные характеристики; горизонтальная скорость, которую парашютист может достигнуть, выполняя манёвр, достигает 150 и более км/час. Гонка за уменьшением размера вызвала появление парашютов площадью всего 4 м², приземление на которых стало действительно экстремальным. Прыжков с таким куполом было выполнено всего 4, после чего производитель прекратил уменьшать площадь крыла, а испытатель прекратил с этим куполом прыгать, сказав, что это слишком экстремально.

Тандемная система Бейс-система

B.A.S.E — это название носят прыжки с парашютом с фиксированных объектов, то есть с какой-либо базовой точки. Само слово B.A.S.E можно расшифровать как B — building (здание), A — antenna (антенна), S — span (мост), E — earth (земля). Именно с этих базовых точек совершают свои прыжки бэйсджамперы. Данный вид парашютной дисциплины не противоречит ни одному законодательному акту ни одной страны мира, официально разрешено совершать парашютные прыжки с крыш домов, балконов, антенн, электрических вышек, заводских труб, скал, обрывов, мостов и т. д. — связанно это прежде всего с тем, что при обслуживании специальных сооружений и объектов необходимо обладать совершенными средствами спасения и безопасности, коими и являются специализированные парашютные системы, промышленным альпинистам необходимо постоянно поддерживать свои профессиональные навыки спасения, знания о данном виде деятельности передаются из уст в уста только лишь посвящённым. Количество BASE-джамперов растёт с каждым годом, но благодаря совершенной методике преподавания и совершенному снаряжению уровень безопасности сохраняется на достаточно высоком уровне. Это в свою очередь говорит о том, что данный вид парашютной дисциплины с некоторых пор уже нельзя называть экстремальным и опасным. Бейс-системы — парашюты для бейсджампинга, прыжков со статических объектов. В специализированной бейс-системе чаще всего нет запасного парашюта, так как высота раскрытия заведомо не предусматривает его ввод.

Обычно не хватает времени среагировать, а если хватает, то нужно ниже открываться — BASE416

Парашюты для GL

Парашюты для Ground Launch (GL) предназначены для полетов вдоль склонов гор. Они не предназначены для терминального раскрытия, и всегда поднимаются с земли. Хотя изначально для этой цели применялись исключительно купола парашютов предназначенные для прыжков с задержкой в раскрытии. Некоторые системы для GL имеют много общих черт с парапланами, и тогда их можно использовать для полётов в сложных метеоусловиях поднимаясь выше уровня склона горы используя вверх направленный воздушный поток, (ветер). Крыло косонервюрное, стропная развязка несколько отличается, система рифления отсутствует, вытяжной парашют снят, камеры основного купола и запасного парашюта нет, подвесная система сильно редуцирована, свободные концы разведены в стороны за счёт удлинённой грудной перемычки, вследствие чего купол более чувствителен к выполнению манёвров за счёт перекоса корпуса тела пилота.

Парасейлы

Парашюты для буксировки над водой (парашютно-буксировочные системы) были изобретены относительно недавно. Бывают круглой, дельтавидной формы и в исполнении двухоболочковой системы. Наибольшее распространение получили купола круглой и дельтавидной формы, как правило не нуждаются в управлении пилотом, могут подниматься на высоту до 60 % от длины буксировочного троса, Наибольшее распространение получили на курортах и в базах отдыха в качестве аттракциона или развлечения, используются для размещения рекламы. Существует две разновидности старта,- методом срыва и травлением. Метод срыва наиболее экстравагантный, как правило сопровождается бурным эмоциональным и эндорфиновым всплеском. Процесс взлёта похож на катапультирование. Метод травления очень спокойный и не эмоциональный.

Состав парашютной системы

В состав современной людской спортивной парашютной системы входят два парашюта (основной и запасной), подвесная система с ранцем и страхующий прибор.

Основной парашют

Основной парашют во время раскрытия:1 — медуза,2 — стреньга,3 — камера,4 — крыло,5 — слайдер (не виден),6 — стропы,7 — свободные концы,8 — подвесная система и ранец

Вытяжной парашют (медуза) Мягкая медуза

По конструкции вытяжной парашют может быть с пружиной или без неё. В конструкции вытяжного парашюта находится пружина, при помощи которой он отталкивается от парашютиста и попадает в набегающий воздушный поток. В современных спортивных парашютных системах запасной парашют вводится в действие с помощью кольца, при выдёргивании которого освобождается удерживаемый клапанами ранца вытяжной парашют с пружиной. На парашютных системах круглой формы с передним расположением запасного парашюта вытяжной парашют находится непосредственно на вершине купола и не имеет пружины.

Вытяжной парашют без пружины-состоит из капроновой ткани с малой воздухопроницаемостью и ткани большой воздухопроницаемости в плане имеет круглую форму площадью от 0,4 до 1,2 м/кв. Вытяжной парашют такого типа на сленге парашютистов называется «медуза»- укладывается чаще всего в эластичный карман расположенный в нижней части ранца. Вытяжной купол(Медуза), соединена при помощи капроновой ленты выдерживающей нагрузку на разрыв более 600 кг, с камерой основного купола и основным куполом.

Камера Основного купола

Камера предназначена для укладки в него купола со стропами и системой рифления (слайдер). При укладке в камеру сперва укладывают купол, затем камера зачековывается стропами. При раскрытии происходит обратный процесс сперва из резиновых сот выходят стропы, затем натянувшись открывается фартук камеры основного купола и из неё выходит купол, который под воздействием набегающего потока наполняется. Резиновые соты используются для того чтобы упорядочить процесс раскрытия купола.

Крыло

Современное крыло в русском языке часто называется куполом несмотря на его форму. Купол (сленг. мешок) состоит из верхней и нижней оболочек, нервюр, стабилизаторов. Нервюры задают профиль крыла и делят крыло на секции. Наибольшее распространение получили 7- и 9-секционные купола. По форме различают прямоугольные и эллиптические. В конструкции наиболее продвинутых куполов-крыльев для уменьшения искажений формы крыла используются дополнительные косые нервюры, в этом случае количество секций возрастает до 21-27.

Материал крыла: ткань F-111, или ткань рипстоп нейлон Zero Porosity (нулевой проницаемости).

Стропы

Стропы соединяют нижнюю оболочку крыла со свободными концами. Стропы делят на ряды A B C D. Ряд A — лобовой. К заднему ряду D крепятся стропы управления с клевантами (петлями управления парашютом).

Материал строп обычно микролайн (spectra). Реже толстый дакрон, который хорошо растягивается. На пилотажных куполах ставят вектран и HMA (High Modulus Aramid). Стропы из них тоньше, и соответственно, имеют меньшее аэродинамическое сопротивление и меньший укладочный объём.

Слайдер (устройство рифления)

В целях равномерного открытия парашюта и плавной, постепенной остановки человека с 200 км/ч до практически нулевой скорости используется устройство замедления раскрытия парашюта: слайдер. Это квадрат ткани, скользящий на люверсах по стропам. Слайдер продлевает раскрытие парашюта на 3-5 секунд, снижая перегрузки.

Свободные концы (райзеры)

Четыре свободных конца соединяют стропы с подвесной системой. На задних свободных концах расположены клеванты. Стропы крепятся к райзерам карабинами, или софтлинками (мягкими карабинами). Часто в свободных концах вшиты гибкие трубки, антитвисты, предотвращающие заклинивание тросиков отцепки при сильной закрутке.

Запасной парашют

Предназначен для спасения жизни парашютиста в случае частичного или полного отказа основного парашюта, Перед раскрытием запасного парашюта необходимо произвести отцепку основного парашюта. Для этого на свободных концах основного купола предусмотрены замки отцепки. Наибольшее распространение получили замки КЗУ (Кольцевое замковое устройство). Запасной парашют укладывают специально подготовленные укладчики запасных парашютов или сами спортсмены после прохождения программы обучения, допущенные приказом по организации к укладке индивидуальной спортивной системы.

Устройство запасного парашюта подобно конструкции основного. Однако для увеличения надежности, запасной парашют имеет ряд отличий. Вытяжной парашют в спортивной парашютной системе имеет пружину. Соединительное звено запасного парашюта с вытяжным парашютом выполнена из другого типа капроновой или нейлоновой ленты шириной 50 мм, за счёт чего даже в случае зацепления вытяжного парашюта за парашютиста или его снаряжение способна вытянуть камеру с уложенным в неё запасным куполом. Вытяжной парашют, соединительное звено (стреньга), и Камера запасного парашюта не имеют соединения с куполом после наполнения, что позволяет нормально наполниться куполу в случае зацепления за части ЛА (летательного аппарата), стропы или снаряжение парашютиста, что увеличивает его надёжность по сравнению с основным. Запасной парашют наполняется быстрее, благодаря особенностям укладки и конструкции, однако имеет другие полётные характеристики. Все эти отличия необходимы для увеличения надежности запасного парашюта.

Подвесная система и ранец

Skydive rig rus.jpg

Ранец предназначен для укладки в него основного и запасного парашюта. Имеет раскрывающее приспособления, которые позволяет производить: ручное раскрытие основного парашюта с помощью мягкого вытяжного парашюта, ручное раскрытие запасного парашюта, автоматическое раскрытие запасного парашюта страхующим прибором, принудительное раскрытие запасного парашюта в случае отцепки парашютистом основного купола.

Устройства на подвесной системе
  • Отцепка и КЗУ. Позволяют отцепить основной парашют в случае его отказа или ненормальной работы. Кольцевое замковое устройство (3 Ring) состоит из трех колец разного диаметра и петли зачековки. Чтобы отцепить основной парашют, необходимо выдернуть подушку отцепки. Подушка отцепки, или релиз, имеет два стальных троса пропускаемых по шлангам каналам к правому и левому свободному концу основного купола, на которые замыкается замок КЗУ,- закреплена на подвесной системе как правило с правой стороны с помощью текстильной застёжки (липучки). Вводится в действие обеими руками, сперва парашютист берётся за подушку левой рукой, накладывает на неё правую и энергичным движением в низ под 45 градусов выдёргивает.
КЗУ (трехкольцевой замок)
  • Кольцо запасного парашюта. Вводится левой рукой сразу после отцепки основного купола. Перед вводом в действие парашютист выбрасывает энергичным движением подушку отцепки наотмашь и убеждается в отцепке основного купола.
  • Транзит RSL (Reserve Static Line) и MARD (Main Assisted Reserve Deployment). Это опциональные устройства, немедленно вводящие запасной парашют после отцепки основного. В транзите RSL реализован в виде капроновой ленты, идущего от шпильки зачековки запасного парашюта к переднему свободному концу (обычно левому) основного парашюта. Закреплён на свободным конце карабином, позволяющем быстро отключить его при приземлении на препятствия либо в условиях сильного ветра, а также в тех случаях, когда раскрылись оба парашюта. В системах MARD улетающий основной парашют вытягивает запасной парашют, работая как огромная медуза. Наиболее известна система Skyhook RSL, широко внедряемая Биллом Бусом.

Страхующий прибор

Основная статья: AAD

Устройство автоматического раскрытия запасного парашюта.

Страхующий прибор предназначен для автоматического раскрытия запасного парашюта в случае, если парашютист по каким-либо причинам не смог раскрыть основной парашют. Простейшие советские механические приборы (ППК-У, АД-3УД) требуют приведения в работоспособное состояние перед каждым прыжком. Их срабатывание происходит вне зависимости от скорости снижения парашютиста на заранее определённой высоте, либо по истечении определённого промежутка времени с момента, когда парашютист покидает летательный аппарат. Более совершенные электронные приборы способны отслеживать не только высоту, на которой находится парашютист, но также и его скорость. Кроме того, в течение всего дня они автоматически отслеживают колебания атмосферного давления, чтобы исключить влияние этих колебаний на измерение высоты. Такие приборы не требуют вмешательства в их работу в течение прыжкового дня. В настоящее время наиболее распространёнными электронными страхующими приборами являются Cypres, Vigil, Argus, Mars2.

Физика открытия и полёта парашюта

После ввода в действие устройства раскрытия основного парашюта - Вытяжной парашют, попадая в воздушный поток наполняется воздухом и за счет собственного сопротивления вытягивает стреньгу на всю длину к которой в свою очередь пришита шпилька зачековки клапанов ранца. После выдергивания шпильки происходит раскрытие клапанов ранца, среньга вытягивает смонтированную к ней камеру основного парашюта с уложенным в неё куполом и стропами. За счет натяжения, стропы вытягиваются из резиновых сот, камера расчековывается и из неё выходит купол. Купол под действием набегающего потока воздуха, преодолевая силу сопротивления слайдера, постепенно наполняется. Слайдер (скользящий, технический термин устройство рифления,-предназначен для замедления раскрытия), под действием сопротивления набегающему потоку воздуха медленно скользит по стропам вниз к свободным концам подвесной системы. Полное наполнение основного парашюта происходит от 2 до 5 сек.

Отказы

Отказом парашюта считается любое отклонение от нормального функционирования парашюта. Отказ парашюта не обеспечивает нормальной скорости снижения и приводит к потере управляемости. Наиболее распространённые причины отказов: неправильная укладка, неправильное положение тела при раскрытии, конструктивные недостатки, износ и повреждения (разрыв ткани основного парашюта, обрыв строп), влияние внешних факторов либо стечение неблагоприятных обстоятельств. Для разных типов парашютов характерны разные типы отказов.

Отказы делятся на два типа: полный отказ и частичный отказ парашюта. При полном (скоростном) отказе парашют не выходит из контейнера. Скорость остается терминальной. В этом случае запасной парашют вводится вручную, или с помощью прибора. Все современные приборы легко определяют этот тип отказа и открывают запасной парашют на заданной высоте.

При частичном отказе парашют частично наполняется, понижая скорость, однако управляемость и безопасное приземление не обеспечивается. Работоспособность купола оценивается по критериям Наполнен — Устойчив — Управляем…

Парашют в пассажирской авиации

В пассажирской авиации парашютные системы для спасения жизни пассажиров не используются по причине их полной бесполезности для этой цели.

Производство

Сертификация

Каждая страна устанавливает свои стандарты и требования сертификации. Большинство запасных парашютов и ранцев в мире сертифицируется по американскому FAR TSO C23, так как FAA требует, чтобы прыжок с парашютом выполнялся обязательно с ранцем (подвесной системой) и запасным парашютом, одобренными FAR (федеральными авиационными правилами)[1].

Большинство стран Европы требуют сертификации по TSO, ETSO, JSTO или национальной программы сертификации, для ранца, основного парашюта и запасного парашюта.

В России сертификация спортивных парашютов добровольная. Однако сертифицируется только парашютная система в сборе целиком, от одного производителя. Отдельные компоненты системы не сертифицируются. Поскольку зарубежные производители предполагают модульный принцип (ОП + ЗП + ранец + прибор) сборки системы, ни одна из зарубежных систем в России не сертифицирована. Однако как показывает анализ парашютных происшествий с 2000 года, Российские сертифицированные парашюты По-16 и система По-17 имеют больше случаев отказа при применениях, чем не сертифицированные в России системы зарубежных производителей, при постоянном возрастании доли используемых зарубежных систем.

См. также

Примечания

dic.academic.ru

Кто изобрёл парашют: история создания парашюта

Древние записи свидетельствуют, о попытках людей спускаться с башен, деревьев и скал при помощи различных приспособлений, напоминающих зонт. К сожалению, подобного рода попытки заканчивались увечьем, а иногда даже смертью. Но мечта покорить небо не давала покоя человеку, или если не летать, то хотя бы не так быстро падать…

Первые теоретики

В XIII веке Роджер Бэкон — английский философ и испытатель, в своих работах писал о возможности опираться на воздух при использовании вогнутой поверхности. Но сама идея создания парашюта пришла Леонардо да Винчи, в его работах — 1495 г., упоминается о возможности безопасного спуска с высоты.

В чертежах, датируемых 1843 годом, красуется пирамидальная конструкция будущего небесного купола. Леонардо да Винчи писал: «Если у человека есть шатёр из накрахмаленного полотна шириной в 12 локтей и вышиной в 12, то он сможет бросаться с любой высоты, без опасности для себя». Таким образом, по расчетам Леонардо, парашют должен был иметь площадь 60 м² – цифра довольно близка к современным стандартам.

parashut-leonardo

Однако идею свою в жизнь итальянец не воплотил: в те времена, аристократы и прочие прожигатели жизни не находили удовольствия в прыжках в пропасть со скал с шатрами за спинами, они предпочитали войны. И чертежи парашюта легли на пыльные полки итальянских библиотек. Еще одним теоретиком, развивавшим идею полетов под шатрами и куполами, был итальянец с весьма говорящим именем Фауст Веранчино, который подробно описал аппарат, подобный изобретению своего знаменитого земляка. В своей работе он уточнил, что объем купола должен быть соотнесен с весом прыгающего. Однако еще долго разработка его никому не была нужна.

Практические попытки и авторы

Спустя 200 лет появились первые желающие спрыгнуть с башни или скалы и остаться при этом живым. Вот только абсолютно точно назвать, кто изобрел парашют, невозможно, слишком многие претендуют на авторство. Здесь и итальянцы,  и чехи с венграми. Однако история предпочитает называть француза Луи Ленормана.

Точно известно, что дал парашюту его название француз Луи Себасьтян Ленорман, его же принято считать официальным изобретателем парашюта в современном понимании. Первый прыжок отчаянный изобретатель совершил 26 декабря 1783 года. Ленорман совершил прыжок с башни обсерватории в городе Монпелье, о чем свидетельствует гравюра того времени. Он и дал современное название изобретению, этимология которого предельно проста: «пара» означает «против», а «шюте» — «падение».

Луи Себасьтян Ленорман

Первым же, кто опробовал изобретение Леонардо, был француз Лавен в начале XVII века. Двигала им вовсе не жажда адреналина, а жажда свободы – он был заключенным одной из неприступных французских крепостей, и решил сбежать. Сшив парашют из простыней, дополнив конструкцию китовым усом и веревками, смельчак спрыгнул с крепостной стены вниз, в реку, и приводнился вполне удачно и завершил свой побег.

В следующий раз прыжок с прототипом парашюта  совершает приговоренный на смерть Жан Думье: в качестве казни должен был испытать новое изобретение, летающий плащ профессора Фонтанжа. Спрыгнув с высокой башни, Жан остался жив, и, в качестве награды, ему даровали жизнь и свободу.

Затем мода на воздушные шары дала толчок к новому витку развития парашютов, ведь теперь было, откуда падать. Тут и появился уже упомянутый нами Ленорман, который совершил свой исторический прыжок на парашюте, очень напоминающем по конструкции  современный. Начинал Ленорман с попытки безопасного прыжка с первого этажа и двух раскрытых зонтиков, потом пускал в полет на парашюте различные предметы и животных.

Однако практического применения парашюты опять не нашли – в корзинах воздушных шаров крепить их было совершенно неудобно. Да и они имели существенный недостаток: при снижении парашюта купол сильно раскачивался. Разобраться с этим смогли лишь в девятнадцатом веке англичане: они экспериментальным путем выяснили, что парашют должен иметь форму конуса, в полостях которого образуется пространство разреженного воздуха, а при разности давлений на парашют сверху и снизу существенно замедлится и его падение. Правда, ученый Кокинг, сделавший это открытие, на своем же парашюте и разбился насмерть. Тогда другой англичанин – Лаланд – додумался сделать в куполе парашюта небольшое отверстие для обратного хода воздуха, что позволит уменьшить разность давлений и спасти жизнь парашютисту. Во многих современных системах парашютов это отверстие используется и в наши дни.

Необходимость парашютов в авиации

В XX веке, начинает бурно развиваться авиация, и парашют становится жизненно необходимым. Но существовавшие в те времена парашюты были излишне громоздкими, и в самолеты банально не помещались. Первый парашют для авиации создал наш соотечественник, Глеб Евгеньевич Котельников.

parashjut_kotelnikova

Купол нового парашюта был круглый, а крепился он на летчике в специальном железном контейнере. На дне контейнера находились пружины, которые и выталкивали парашют при необходимости. Для применения механизма в действие, как и сейчас, используется кольцо. Вскоре свое изобретение Котельников зарегистрировал и назвал его «ранцевый парашют свободного действия». Вскоре металлический ранец был заменен на мягкий ранец. Так родился современный парашют.

Похожие статьи

zextrem.com

Парашют Википедия

Парашюты на китайской марке 1958 года Развертывание парашютов.

Парашю́т (фр. parachute) — устройство в форме зонта из ткани или другого мягкого материала, к которому стропами прикреплена подвесная система или груз. Служит для замедления движения предмета в воздухе. Парашюты используются для прыжков из летательных аппаратов (или с фиксированных объектов) с целью безопасного спуска и приземления людей (грузов), для торможения летательных аппаратов при посадке.

Разновидности[ | код]

Первоначально парашюты предназначались для мягкого приземления людей. Сегодня людские или десантные парашюты используются для десантирования с воздуха, спасения людей и как спортивные снаряды в парашютизме.

Для приземления машин и грузов используются грузовые парашюты. Для приземления тяжёлой техники могут использоваться несколько таких парашютов одновременно. Их разновидностью являются спасательные системы на самолётах, которой оборудованы многие лёгкие самолёты. Система состоит из парашюта и ускорителей принудительного вытягивания (баллистических, ракетных, или пиротехнических). При развитии опасной ситуации пилот вводит в действие спасательную систему, и весь самолёт целиком приземляется на парашюте. Спасательные системы вызывают много критики.

ru-wiki.ru

парашют - это... Что такое парашют?

Общий вид раскрытого парашюта ПО-9 серии 2:1 — верхнее полотнище;2 — нервюры;3 — нижнее полотнище;4 — стропа;5 — раздёргивающая стропа;6 — свободный конец подвесной системы;7 — клевант;8 — стропа управления;9 — лента рифления;10 — дополнительные стропы.

Рис. 1. Общий вид раскрытого парашюта ПО-9 серии 2.

парашю́т (франц. parachute, от греч. par᠗ против, и франц. chute — падение) — устройство для торможения объекта, движущегося в сопротивляющейся среде. Комплекс П., раскрывающихся последовательно один за другим, составляет парашютную систему. Для снижения скорости свободного падения лётчика (при вынужденном покидании летательного аппарата), десантника, спортсмена-парашютиста, технического объекта или груза служат спасательные, десантные, спортивные и грузовые П. Для обеспечения безопасной посадки космических аппаратов в атмосфере Земли (планет) применяются посадочные П. Для создания заданных усилий, направленных против вектора скорости движения объекта в воздухе, используются специальные П.: противоштопорные, стабилизирующие, вытяжные, тормозные.

Основные части П.: купол со стропами, крепящимися к подвесной системе, вытяжное кольцо с тросом и шпильками, ранец для компактного размещения купола, строп и вытяжного П. Используются П., имеющие различную форму купола в плане (круглую, прямоугольную, треугольную), площадь купола 50—80 м2. Площадь запасного П. 40—50 м2 (минимальная площадь для безопасного снижения человека с куполом тормозящего действия). Скорость нормального снижения П. не превышает 7 м/с. Купол П. выполняется из тканей (шёлк, хлопок, нейлон, капрон, стеклометаллизированных волокно и т. п.) различной воздухопроницаемости — от 0 до 500 дм3/(м2с), которые отличаются несминаемостью, высокими прочностью, термостойкостью и малой удельной массой.

П. вводится в действие принудительно — при отделении парашютиста от летательного аппарата на длину вытяжной верёвки (фала), один конец которой крепится к летательному аппарату, а другой — к вытяжному кольцу П., — от полуавтоматического прибора или вручную.

Схема и описание П. впервые даны Леонардо да Винчи (1475).

Первые прыжки с П. совершили: с башни обсерватории — французский физик Л. С. Ленорман (1783), с воздушного шара — французский воздухоплаватель А. Ж. Гарнерен (1797). Эти П. имели жёсткий каркас., который поддерживал раскрытый купол. Первый ранцевый спасательный П. был создан в России в 1911 Г. Е. Котельниковым. Его П. РК-1 с помощью подвесной системы крепился на спине лётчика. П. успешно прошёл испытания. Партия П. РК-1 (70 штук) поступила для снаряжения лётчиков тяжёлых бомбардировщиков «Илья Муромец». П. РК-1 использовался в воздухоплавании для прыжков с подбитых аэростатов во время 1-й мировой войны. Котельников, совершенствуя свой П., создал модель с мягким ранцем (РК-3, 1923) и ряд грузовых П. Большой вклад в развитие парашютной техники в СССР внесли И. Л. Глушков, О. И. Волков, Н. А. Лобанов, А. И. Привалов, Ф. Д. Ткачёв и др., а также испытатели Е. Н. Андреев, В. Г. Романюк, П. И. Долгов и др. В 1956 в СССР был создан первый в мире щелевой манёвренный спортивный П. Т-2. Активное управление им и горизонтальную скорость перемещения обеспечивала реактивная сила воздушного потока, вытекающего через регулируемые щели в куполе. Дальнейшее развитие щелевого купола с втянутой вершиной обеспечило П. высокую манёвренность и аэродинамическое качество, равное 1, при вертикальной скорости снижения 5 м/с (Ут-15).

В 70-е гг. проводились исследования различных конструкций планирующих П., что привело к созданию индивидуальных П. с планирующим куполом в форме дельтавидного крыла (Дельта-II-УИНГ, США), парашюта-крыла прямоугольной формы в плане (RL-6, ГДР) с однослойным многощелевым крылом-куполом. Спортивный планирующий П. представляет собой крыло (с аэродинамическим качеством более 2,5) прямоугольной формы с двухслойной воздухонепроницаемой оболочкой. К таким П. относятся: ПО-9 (СССР, см. рис. 1 и 2), «Страто-стар» (США), RL-10 (ГДР). Эти планирующие П. имеют аэродинамическое качество 2,5—3,3, площадь крыла-купола 16,8—21 м2, скорость горизонтального полёта 9—13,5 м/с при скорости снижения 3—5 м/с. Управляют планирующим П. двумя стропами управления, которыми осуществляют рифление всей задней кромки купола или правой и левой её частей.

Грузовые П. позволяют десантировать грузы и технику массой до 20 т (например, бронетранспортёры). Они могут иметь один купол площадью до нескольких тысяч метров или многокупольную систему. Грузы сбрасываются в контейнере или на платформе, сброс может производиться на малой высоте с помощью вытяжного П.

Противоштопорный П. (см. Противоштопорные устройства) применяется для аварийного вывода самолёта или планёра из штопора во время лётных испытаний (исследований их штопорных характеристик).

Стабилизирующие и вытяжные П. имеют самостоятельное назначение — стабилизацию объектов при свободном падении, при движении с горизонтальной скоростью (сброс грузов с малых высот), при извлечении грузов из летательного аппарата, но они используются главным образом в сложных парашютных системах в качестве промежуточных устройств для подготовки ввода в действие основного П.

См. также Тормозной парашют.

Литература:Лисов И. И., Свободный полет, М., 1979.

Ю. В. Макаров.

Схема раскрытия парашюта ПО-9 серии 2:А — вытяжной парашют под действием пружинного механизма отошёл от ранца и попал в воздушный поток;Б — под действием силы сопротивления воздуха вытяжной парашют последовательно выдёргивает ленту рифления из карманов на дне ранца, затем вытягивает стропы и купол из распашного чехла;В — после вытягивания строп на всю длину купол парашюта попадает в воздушный поток;Г — под действием набегающего потока, преодолевая силу сопротивления ленты рифления, купол наполняется;Д — набегающий поток воздуха наполняет внутреннюю полость купола, купол принимает крыловидную форму и начинается планирующий спуск системы парашютист — парашют в режиме торможения. Взявшись за клеванты, парашютист натягивает стропы управления, при этом развязывается узел фиксации строп управления, и купол переходит в режим управляемого полёта.

Рис. 2. Схема раскрытия парашюта ПО-9 серии 2.

Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.

avia.academic.ru

парашют - это... Что такое парашют?

Общий вид раскрытого парашюта ПО-9 серии 2:1 — верхнее полотнище;2 — нервюры;3 — нижнее полотнище;4 — стропа;5 — раздёргивающая стропа;6 — свободный конец подвесной системы;7 — клевант;8 — стропа управления;9 — лента рифления;10 — дополнительные стропы.

Рис. 1. Общий вид раскрытого парашюта ПО-9 серии 2.

парашю́т (франц. parachute, от греч. par᠗ против, и франц. chute — падение) — устройство для торможения объекта, движущегося в сопротивляющейся среде. Комплекс П., раскрывающихся последовательно один за другим, составляет парашютную систему. Для снижения скорости свободного падения лётчика (при вынужденном покидании летательного аппарата), десантника, спортсмена-парашютиста, технического объекта или груза служат спасательные, десантные, спортивные и грузовые П. Для обеспечения безопасной посадки космических аппаратов в атмосфере Земли (планет) применяются посадочные П. Для создания заданных усилий, направленных против вектора скорости движения объекта в воздухе, используются специальные П.: противоштопорные, стабилизирующие, вытяжные, тормозные.

Основные части П.: купол со стропами, крепящимися к подвесной системе, вытяжное кольцо с тросом и шпильками, ранец для компактного размещения купола, строп и вытяжного П. Используются П., имеющие различную форму купола в плане (круглую, прямоугольную, треугольную), площадь купола 50—80 м2. Площадь запасного П. 40—50 м2 (минимальная площадь для безопасного снижения человека с куполом тормозящего действия). Скорость нормального снижения П. не превышает 7 м/с. Купол П. выполняется из тканей (шёлк, хлопок, нейлон, капрон, стеклометаллизированных волокно и т. п.) различной воздухопроницаемости — от 0 до 500 дм3/(м2с), которые отличаются несминаемостью, высокими прочностью, термостойкостью и малой удельной массой.

П. вводится в действие принудительно — при отделении парашютиста от летательного аппарата на длину вытяжной верёвки (фала), один конец которой крепится к летательному аппарату, а другой — к вытяжному кольцу П., — от полуавтоматического прибора или вручную.

Схема и описание П. впервые даны Леонардо да Винчи (1475).

Первые прыжки с П. совершили: с башни обсерватории — французский физик Л. С. Ленорман (1783), с воздушного шара — французский воздухоплаватель А. Ж. Гарнерен (1797). Эти П. имели жёсткий каркас., который поддерживал раскрытый купол. Первый ранцевый спасательный П. был создан в России в 1911 Г. Е. Котельниковым. Его П. РК-1 с помощью подвесной системы крепился на спине лётчика. П. успешно прошёл испытания. Партия П. РК-1 (70 штук) поступила для снаряжения лётчиков тяжёлых бомбардировщиков «Илья Муромец». П. РК-1 использовался в воздухоплавании для прыжков с подбитых аэростатов во время 1-й мировой войны. Котельников, совершенствуя свой П., создал модель с мягким ранцем (РК-3, 1923) и ряд грузовых П. Большой вклад в развитие парашютной техники в СССР внесли И. Л. Глушков, О. И. Волков, Н. А. Лобанов, А. И. Привалов, Ф. Д. Ткачёв и др., а также испытатели Е. Н. Андреев, В. Г. Романюк, П. И. Долгов и др. В 1956 в СССР был создан первый в мире щелевой манёвренный спортивный П. Т-2. Активное управление им и горизонтальную скорость перемещения обеспечивала реактивная сила воздушного потока, вытекающего через регулируемые щели в куполе. Дальнейшее развитие щелевого купола с втянутой вершиной обеспечило П. высокую манёвренность и аэродинамическое качество, равное 1, при вертикальной скорости снижения 5 м/с (Ут-15).

В 70-е гг. проводились исследования различных конструкций планирующих П., что привело к созданию индивидуальных П. с планирующим куполом в форме дельтавидного крыла (Дельта-II-УИНГ, США), парашюта-крыла прямоугольной формы в плане (RL-6, ГДР) с однослойным многощелевым крылом-куполом. Спортивный планирующий П. представляет собой крыло (с аэродинамическим качеством более 2,5) прямоугольной формы с двухслойной воздухонепроницаемой оболочкой. К таким П. относятся: ПО-9 (СССР, см. рис. 1 и 2), «Страто-стар» (США), RL-10 (ГДР). Эти планирующие П. имеют аэродинамическое качество 2,5—3,3, площадь крыла-купола 16,8—21 м2, скорость горизонтального полёта 9—13,5 м/с при скорости снижения 3—5 м/с. Управляют планирующим П. двумя стропами управления, которыми осуществляют рифление всей задней кромки купола или правой и левой её частей.

Грузовые П. позволяют десантировать грузы и технику массой до 20 т (например, бронетранспортёры). Они могут иметь один купол площадью до нескольких тысяч метров или многокупольную систему. Грузы сбрасываются в контейнере или на платформе, сброс может производиться на малой высоте с помощью вытяжного П.

Противоштопорный П. (см. Противоштопорные устройства) применяется для аварийного вывода самолёта или планёра из штопора во время лётных испытаний (исследований их штопорных характеристик).

Стабилизирующие и вытяжные П. имеют самостоятельное назначение — стабилизацию объектов при свободном падении, при движении с горизонтальной скоростью (сброс грузов с малых высот), при извлечении грузов из летательного аппарата, но они используются главным образом в сложных парашютных системах в качестве промежуточных устройств для подготовки ввода в действие основного П.

См. также Тормозной парашют.

Литература:Лисов И. И., Свободный полет, М., 1979.

Ю. В. Макаров.

Схема раскрытия парашюта ПО-9 серии 2:А — вытяжной парашют под действием пружинного механизма отошёл от ранца и попал в воздушный поток;Б — под действием силы сопротивления воздуха вытяжной парашют последовательно выдёргивает ленту рифления из карманов на дне ранца, затем вытягивает стропы и купол из распашного чехла;В — после вытягивания строп на всю длину купол парашюта попадает в воздушный поток;Г — под действием набегающего потока, преодолевая силу сопротивления ленты рифления, купол наполняется;Д — набегающий поток воздуха наполняет внутреннюю полость купола, купол принимает крыловидную форму и начинается планирующий спуск системы парашютист — парашют в режиме торможения. Взявшись за клеванты, парашютист натягивает стропы управления, при этом развязывается узел фиксации строп управления, и купол переходит в режим управляемого полёта.

Рис. 2. Схема раскрытия парашюта ПО-9 серии 2.

Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.

avia.academic.ru

парашют - это... Что такое парашют?

  • парашют — а, м. parachute m. 1. устар. Предохранительный рычаг, устройство, мешающее падению вертикально стоящего предмета. В ящике №3 шандал для двух свеч; я нашел его в лавке немца жестью работающего, к которому нечаянно зашел. Это в роде дорожных… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ПАРАШЮТ — (фр. parachute, от parer защищать и chute падение). Аппарат, в виде зонтика, служащий для замедления движения при спускании на землю; употребляется обыкновенно воздухоплавателями. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Парашют — спортивный. ПАРАШЮТ (французское parachute, от греческого para против и французское chute падение), устройство для торможения объекта за счет сопротивления атмосферной среды. Идея парашюта предложена Леонардо да Винчи. Включает ранец, вытяжное… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ПАРАШЮТ — ПАРАШЮТ, (парашут) муж., франц. складной зонт, который раскидывается воздухом при падении тела, удерживая стремительность паденья. Ракеты с парашютом, со щитом. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • парашют — сущ., кол во синонимов: 7 • запаска (5) • параплан (6) • парашют автомат (1) • …   Словарь синонимов

  • ПАРАШЮТ — (французское parachute, от греческого para против и французское chute падение), устройство для торможения объекта за счет сопротивления атмосферной среды. Идея парашюта предложена Леонардо да Винчи. Включает ранец, вытяжное устройство, матерчатый …   Современная энциклопедия

  • ПАРАШЮТ — (франц. parachute от греч. para против и франц. chute падение), устройство для торможения объекта за счет сопротивления атмосферы. Используют для безопасного спуска с высоты людей, грузов, космических аппаратов, уменьшения пробега при посадке… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПАРАШЮТ — ПАРАШЮТ, парашюта. муж. (франц. parachute от parer предотвращать и chute падение). 1. Прибор для замедления падения с большой высоты, большой зонт с отверстием в середине, развертывающийся в воздухе при падении с воздушного шара, с самолета… …   Толковый словарь Ушакова

  • ПАРАШЮТ — [шу ], а, муж. Устройство с раскрывающимся в воздухе куполом и стропами для прыжка с самолёта или спуска с высоты груза, космического аппарата, а также для уменьшения пробега при посадке самолёта, торможения гоночного автомобиля. Спасательный п.… …   Толковый словарь Ожегова

  • ПАРАШЮТ — (Parachute) приспособление для замедленного спуска тела с большой высоты. П. состоит из матерчатого зонта (купола) с отверстием посредине (полюсное отверстие) и шелковых или пеньковых стропов, соединяющихся петлей. П. служит для высадки людей и… …   Морской словарь

  • Парашют — прибор, замедляющий падение тел в воздухе. Изобретениепринципа устройства парашюта относится к XIII стол., когда Рожер Бэкон всвоем сочинении De secretis operibusartis et naturae признаетвозможность постройки летательных машин и указывает на… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • dic.academic.ru


    Смотрите также

    

    (89088)-732-232
     

    с 11:00 до 18:00 (время тюменское

    + 2 Москвы )