http://goroskop.biz.ua

Устройство парашютной системы. Парашюта


Aviatus: Парашюты типа Крыло

Парашют типа Крыло

Купол парашюта типа «Крыло» имеет профиль и аэродинамические свойства, как у крыла самолета. Он состоит из двух оболочек и нервюр между ними.

  • Оболочки — основные несущие поверхности купола. Изготавливаются из ткани с низкой или нулевой воздухопроницаемостью. Ткань с нулевой проницаемостью (ZP-0) позволяет достигать максимально возможных летных характеристик, ткани с низкой воздухопроницаемостью (типа F-111) дает более стабильное и предсказуемое раскрытие, позволяет использовать купол при небольших загрузках и лучше подходит для планирования на маленьких скоростях. В задней части купола оболочки сшиты друг с другом, в передней — между ними есть промежутки (сопла), через который купол наполняется воздухом.
  • Нервюры — перемычки между оболочками, определяют профиль и форму крыла. На прямоугольных куполах все нервюры одинаковые, на эллиптических — одна или несколько нервюр по краям меньше, чем центральная.

На рынке представлено несколько десятков парашютов типа «Крыло», различающихся формами, размерами и видами ткани. Благодаря этому парашютисты имеют возможность выбора и подбирают парашютную систему, соответствующую опыту пилотирования и заданиям на прыжки.

 

Основные парашюты

Skylark

  • Шкипер — 7-ми ячеечный основной парашют универсального назначения
  • Магеллан — 9-ти ячеечный основной парашют среднего класса. Рекомендуется пилотам с обычным уровнем подготовки.
  • Одиссей — 9-ти ячеечный основной парашют класса «high performance». Рекомендуется для опытных пилотов.
  • Коммодор — 9-ти ячеечный студенческий парашют для парашютистов начального уровня.
  • Сирокко — 30-ти секционный диагональный парашют класса «ultra high performance» для соревнований по свупу.

ParAAvis

  • Дельфин-2 — 9-секционный парашют-крыло для парашютистов начального уровня подготовки.
  • Accurate — 7-ми секционный купол, классической прямоугольной формы, предназначен для выполнения прыжков на точность приземления.
  • Joker — 7-ми секционный универсальный парашют крыло. Подходит для видеооператоров и полетов в костюме wingsuit.
  • Ultimate — 9-ти секционный переходной купол, предназначен для выполнения парашютных прыжков парашютистами среднего уровня подготовки.
  • Flash — 9-секционный эллиптический скоростной парашют
  • Segment — 7-ми секционный купол, предназначенный для купольной акробатики (ротация и перестроения).

НПП «Звезда»

  • Арбалет — 9-секционная парашютная система специального назначения
  • Лесник-3 — 9-секционная парашютная система для десантирования парашютистов-пожарных с полным комплектом необходимого снаряжения.

Ивановский парашютный завод «Полет»

  • ПО-9 серии 2
  • ПО-16
  • ПО-17
  • INSIDER — 9-секционный студенческий парашют
  • MAGIC — 9-секционный переходной парашют
  • SHARK — 9-секционный эллиптический парашют
  • RUSH — 7-секционный парашют для купольной акробатики
  • МАЛЬВА-24СК — 7-секционный точностной парашют
  • МАЛЬВА-АКСИОМА — 7-секционный точностной парашют
  • АЛЬФА-АКСИОМА — 7-секционный точностной парашют
  • Дальнолет (проектное название) — система парашютная специального назначения
  • Stayer — система парашютная специального назначения
  • Insider 300-S — система парашютная специального назначения
  • Беркут 2 — система парашютная специального назначения

Aerodyne

  • Mamba — эллиптический 9-секционный парашют
  • Pilot — 9-секционный универсальный купол
  • Pilot 7 — 7-секционная версия купола Pilot, разработанная для вингсьют-пилотов
  • Sensei — 21-секционный косонервюник для опытных пилотов
  • Solo — 9-секционный студенческий парашют
  • Triathlon — универсальный 7-секционный купол, может использоваться для купольной акробатики
  • Vision — 9-секционный полностью эллиптический парашют
  • ZULU — скоростной не косонервюрный эллиптический 9-секционный купол

Belaavis

  • Аккурат-2010 — 7-секционный основной парашют, для прыжков на точность приземлений

Firebird

  • Cayenne Light — 9-секционный переходной парашют
  • Chilli — 9-секционный парашют класса high performance
  • Exit One — 9-секционный студенческий купол

Icarus Canopies

  • Crossfire 2 — 9-секционный полностью эллиптический скоростной купол для опытных пилотов
  • Equinox — 9-секционный студенческий парашют
  • Safire 2 — 9-секционный слабоэллиптический универсальный купол
  • S Fire — 9-секционный слабоэллиптический универсальный купол (усовершенствованный Safire 2)
  • Neos — 9-секционный высокоскоростной купол с гибридной конструкцией
  • Omega — 7-секционный купол со слабозакругленными углами
  • Omni — 7-секционный универсальный полуэллиптичный купол

North American Aerodynamics

  • Jalbert Parafoil — 7-секционный точностной купол
  • Parafoil 2000 — 7-секционный точностной купол
  • Parafoil Gold — 7-секционный точностной купол
  • Eagle-9 — 9-секционный парашют для купольной акробатики

Perfomance Designs

  • Katana — 9-секционный полностью эллиптический купол для начинающих свуперов
  • Navigator — 9-секционный студенческий парашют
  • Pulse — 9-секционный слегка эллиптичный парашют
  • Sabre2 — 9-секционный полуэллипс для продвинутых и парашютистов среднего уровня
  • Silhouette — 9-секционный слабоэллиптический купол, который хорошо управляется даже при низких нагрузках
  • Spectre — слегка эллиптичный 7-секционный купол
  • Stiletto — 9-секционный эллиптический купол для опытных пилотов
  • Storm — 7-секционный купол для парашютистов с различным уровнем подготовки
  • Velocity — 7-секционный высокоскростной косонервюрник
  • Comp Velocity — 7-секционный косонервюрник, доработанный специально для соревнований по свупу
  • Valkyrie — 7-секционный купол построенный на базе соревновательного 9-секционникаPeregrine
  • Vengeance — 9-секционный эллиптический купол из ткани с нулевой воздухопроницаемостью, изготовленный с применением технологии Air Lock
  • Lightning — 7-секционный парашют для купольной акробатики
  • CF Storm — версия парашюта Storm для купольной акробатики
  • Zero — 7-секционный точностной купол
  • Peregrine — 9-секционный косонервюрик, созданный исключительно для соревнований по свупу
  • Horizon — 7-секционный купол для полет в вингсьюте

Precision Aerodynamics

  • XAOS-27 — 27-секционный косонервюрный купол для опытных пилотов
  • XAOS-21 — это 21-секционный косонервюрный купол для опытных пилотов
  • Nitron — 9-секционный эллиптический купол
  • Synergy — 7-секционный слабо-эллиптический универсальный парашют
  • Fusion — 9-секционный эллиптический купол
  • Falcon — 9-секционный парашют универсального назначения
  • Interceptor — 7-секционный парашют для купольной акробатики

Запасные парашюты

Ивановский парашютный завод «Полет»

ParAAvis

Aerodyne

Firebird

Icarus Canopies

Perfomance Designs

Precision Aerodynamics

North American Aerodynamics

Тандемные парашюты

Ивановский парашютный завод «Полет»

НПП «Звезда»

ParAAvis

Aerodyne

Firebird

Icarus Canopies

Бейс-системы

ParaAvis

Apex Base

  • Flik Ultralite Apex Base
  • Flik Apex Base
  • Lobo Apex Base

Atair Canopies

Squirrel

  • Outlaw Squirrel
  • Ibex Squirrel

Performance Designs

Укладка парашютов типа «Крыло»

aviatus.ru

Aviatus: Матчасть АФФ: устройство парашютной системы

Парашютная система состоит из 4-х основных частей:

  • подвесной системы с ранцем
  • основного (главного) парашюта
  • запасного (резервного) парашюта
  • страхующего прибора (например, Сайпрес)

Парашютная система

Подвесная система — предназначена для:

  • соединения парашюта с парашютистом,
  • равномерного распределения нагрузки на тело парашютиста,
  • удобного размещения парашютиста при снижении и приземлении.

Материал подвесной системы — лента капроновая, ширина — 44 мм, прочность на разрыв — 2700 кг.

Состоит из:

  • двух плечевых обхватов: левого и правого,
  • двух ножных обхватов,
  • грудной перемычки.

Подвесная система крепится на теле парашютиста в трех точках с помощью специальных пряжек или карабинов — на ножных обхватах и грудной перемычке. Прочность пряжек 1200 кг.

Ранец — предназначен для укладки в него основного и запасного парашютов. Имеет раскрывающее приспособление, которое позволяет производить:
  • ручное раскрытие основного парашюта с помощью мягкого вытяжного парашюта,
  • ручное раскрытие запасного парашюта,
  • автоматическое раскрытие запасного парашюта страхующим прибором,
  • принудительное раскрытие запасного парашюта в случае отцепки парашютистом основного купола (при его отказе).

Материал ранца — кордура.

Ранец расположен на спине парашютиста. Он имеет два отсека. В нижний отсек укладывается основной парашют, а в верхний отсек — запасной парашют. Внутри каждого отсека находится Петля зачековки. Снизу к ранцу пришит Карман для вытяжного парашюта.

Кольцевое замковое устройство (КЗУ) — предназначено для быстрого отсоединения основного купола и находится в верхней части плечевых обхватов.

КЗУ

«Подушка» отцепки (РЕЛИЗ) — предназначена для освобождения замков КЗУ и отцепки свободных концов основного купола. Состоит из матерчатой подушки красного цвета и двух тросов желтого цвета. Расположена справа — спереди на подвесной системе, на уровне груди.

Вытяжное кольцо запасного парашюта (кольцо) — предназначено для ручного раскрытия ранца запасного парашюта. Состоит из кольца, троса, ограничителя и шпильки. Крепится в специальном кармане на подвесной системе слева — спереди на уровне груди.

Транзит («RSL») — предназначен для принудительного раскрытия запасного парашюта в случае отцепки основного. Представляет собой стренгу с быстроотстегивающимся карабином, присоединенным к свободному концу с одной стороны и кольцом, надетым на трос вытяжного кольца запасного парашюта на другой.

Парашютное снаряжение

В комплект снаряжения парашютиста также входят:

  • каска (шлем) с вмонтированным радиоприемником,
  • парашютные очки,
  • специальный парашютный комбинезон с «захватами» на руках и ногах,
  • высотомер,
  • перчатки.

Вся остальная одежда используется собственная. Основное — обувь должна быть спортивной, без каблуков и высоких платформ, подходящей по размеру, по сезону и без крючков. Одежда не должна сковывать движения парашютиста и соответствовать температуре наружного воздуха. При этом надо учитывать, что с высотой температура падает на 6-7 градусов на каждый километр.

Конструкция парашюта

Основной парашют (основной). Предназначен для управляемого снижения и безопасного приземления парашютиста.

Парашютная система

Состоит из следующих частей:

Купол — состоит из верхнего и нижнего полотнищ, соединенных между собой нервюрами, делящими купол на секции и имеет в плане форму прямоугольника. Купол имеет 9 секций. Материал купола — капрон. В эксплуатации имеется три типоразмера основных парашютов: 200, 235 и 265 кв.фт.

Слайдер — замедляет и упорядочивает наполнение купола. Этим снижается динамическая нагрузка при раскрытии парашюта. Состоит из полотнища с усилительными лентами, к которым прикреплены 4 люверса. Через эти люверсы пропущены стропы купола.

Стропы — предназначены для соединения купола со свободными концами подвесной системы и для удержания купола в нужном положении в воздушном потоке. Материал — шнур капроновый. Прочность на разрыв каждой — 270 кг.

Стропы управления — предназначены для управления куполом. Каждая стропа управления внизу заканчивается Петлями управления (клевантами), а вверху разветвляется на 4 дополнительные стропы.

Свободные концы левый и правый — служат для передачи усилия от строп на подвесную систему. Материал — лента капроновая, ширина — 44 мм, прочность на разрыв — 1800 кг. В верхней части свободных концов находятся кольца для присоединения строп купола. В нижней части каждой пары свободных концов имеются 2 металлических кольца и петля для присоединения к замку отцепки КЗУ.

Камера — предназначена для укладки в нее купола со слайдером и строп. Имеет клапан с люверсами, люверс для пропускания стренги с вытяжным парашютом и резиновые петли для укладки строп.

Вытяжной парашют (медуза) с ручкой (бобышкой) и стренгой — предназначены для вытягивания камеры с куполом и стропами из ранца. Материал медузы — капрон и капроновая сетка. Материал стренги — капроновая лента. К стренге пришита зачековочная шпилька, удерживающая отсек основного парашюта в закрытом положении.

Технические данные парашюта при соответствующем полетном весе системы (парашютист с парашютной системой):

  • скорость снижения — 5–6 м/сек.
  • скорость горизонтального перемещения вперед — до 10 м/сек.
  • время разворота на 360 — 5 сек.
  • минимальная безопасная высота применения — 600 м.
  • усилие для вытаскивания медузы — не более 11 кг.

Взаимодействие частей основного парашюта.

После вытаскивания медузы из кармана и выбрасывания её в поток, медуза наполняется воздухом, и за стренгу вытягивает шпильку из петли. Клапана ранца открываются, стренга вытягивает камеру, с уложенным в нее куполом из ранца. Стропы вытягиваются из резиновых петель камеры, камера расчековывается, и из нее выходит купол. Купол, под действием набегающего потока воздуха, преодолевая силу сопротивления слайдера, наполняется. Слайдер, под действием натяжения строп, скользит по стропам вниз, к свободным концам подвесной системы. Полное наполнение купола происходит за время порядка 3х секунд.

Парашют начинает планирующий спуск в режиме средней горизонтальной скорости вперед — 3 5 м/сек. (пока не расчекованы стропы управления), при этом вертикальная скорость снижения — 4 5 м/сек.

При наполнении купола скорость падения парашютиста замедляется с 50 м/сек. до 4 м/сек. Это замедление скорости падения парашютист ощущает как динамический рывок. Усилие от купола передается по стропам и свободным концам на ленты подвесной системы.

Запасной парашют (ПЗ, «запаска»).

Предназначен для управляемого снижения и безопасного приземления парашютиста в случае отказа основного купола. Купол имеет в плане форму прямоугольника и состоит из верхнего и нижнего полотнищ, соединенных между собой нервюрами, делящими купол на секции. Купол имеет 7 секций. Материал купола — капрон. В эксплуатации имеется три типоразмера запасных парашютов: 193, 215 и 220 кв.фт. Цвета куполов: белый.

Устройство частей запасного парашюта аналогично устройству основного парашюта.

Технические данные:

  • скорость снижения — 5 м/сек.;
  • скорость горизонтального перемещения вперед — 1-8 м/сек.;
  • минимальная безопасная высота применения — 300 м.
  • усилие для выдергивания кольца ручного раскрытия ПЗ — не более 16 Кг.

Взаимодействие частей запасного парашюта.

Запасной парашют применяется в случае отказа основного парашюта. Наиболее надежная работа запасного парашюта обеспечивается при полной отцепке купола основного парашюта.

Подушка отцепки расположена справа на подвесной системе, на уровне груди. Для отцепки парашютист выдергивает подушку отцепки обеими руками на всю длину и выбрасывает ее. При этом из КЗУ одновременно выходят два троса и освобождают свободные концы с отказавшим куполом основного парашюта.

Сразу после отцепки необходимо обеими руками выдернуть кольцо запасного парашюта, расположенное слева на подвесной системе, на уровне груди. При этом шпилька выходит из петли зачековки и освобождает клапана ранца запасного парашюта.

Примечание: Прежде чем взяться руками за подушку отцепки и кольцо ПЗ, необходимо обязательно найти их взглядом!

Стоит отметить, что хотя при отцепке основного парашюта, транзит принудительно выдернет шпильку запасного парашюта, но надеяться на это не следует и в любом случае необходимо самостоятельно выдернуть кольцо запасного парашюта!

Вытяжной парашют под действием пружины «выпрыгивает» в поток, наполняется и за стренгу вытягивает камеру, с уложенным в нее куполом, из ранца. Дальнейшее открытие происходит аналогично куполу основного парашюта. Полное наполнение купола запасного парашюта происходит за время, не более 2-х секунд.

Камера запасного парашюта, в отличие от основного, не прикреплена к верхней оболочке купола и при открытии вместе с вытяжным парашютом полностью «улетают», что повышает безопасность при открытии ПЗ.

AFF — ускоренное обучение свободному падению

aviatus.ru

Словарь парашютных терминов | Аэроклассика — самостоятельные прыжки с парашютом, прыжки с инструктором, спорт и отдых в Подмосковье

Альтиметр — см. высотомер парашютный.

Анероид — герметично запаянная емкость, предназначенная для определения атмосферного давления путем сравнения его с давлением газа внутри емкости.

Аэродром — (от греч. aer — воздух и dromos — бег, место для бега) Земельный участок с воздушным пространством, сооружениями и оборудованием, обеспечивающими взлет, посадку, размещение и обслуживание самолетов, вертолетов и планеров. Не путать с аэропортом.

База — 1. формация из одного или нескольких парашютистов (возможно с открытыми парашютами), решивших никуда не перемещаться и ждать остальных. 2. Положение в пространстве, с которого парашютист должен начать атаку цели при работе на точность.

Бобышка — элемент в виде мячика, подушки или короткой трубки. Закрепляется на мягкой медузе, дроге и т. п. для удобства в качестве захвата.

Веревка — сленг. 1. прыжок на принудительное стягивание чехла. 2. Вытяжной фал, стягивающий чехол с парашюта.

Вертолет Ми-8 — разновидность ЛА. Не путать с самотлетом Ан-2.

Вертушка — сленг. Вертолет Ми-8.

Вингсьют — специальный костюм, улучшающий качество планирования парашютиста, еще не раскрывшего парашют.

Выпускающий — лицо, ответственное за строгое выполнение установленного порядка при исполнении покидания ЛА парашютистами (в т. ч. пристрелкой). Общается с окружающими, как правило, общедоступными знаками и жестами. Поглядывает на парашютистов сверху.

Высота отделения — показания высотомера парашютного в момент отделения.

Высотомер парашютный — прибор, предназначенный для измерения парашютистом высоты во время свободного падения и при спуске под парашютом.

Вытяжное кольцо — кольцо, вытягиваемое (отсюда название) парашютистом из подвесной системы с целью раскрытия парашюта.

Вытяжной парашют — см. парашют вытяжной.

Вязанка — запутывание двух и более парашютов при работе на купольную акробатику, а также сбивание в кучу формации групповых акробатов.

Газырь — текстильный карман с резинкой. Предназначен для укладки в него пучка строп.

Грудная перемычка — часть подвесной системы, предназначенная для удержания парашютиста в подвесной системе.

Групповая акробатика — направление парашютного спорта. Заключается в скоростном построении (перестроении) фигур группой парашютистов в свободном падении.

Давить подушку — (разг.) кратковременно гасить скорость парашюта типа крыло путем вытягивания строп управления и изменения тем самым траектории его полета. Эффект возможен только за счет запаса скорости парашюта типа крыло.

Дрог — небольшой парашют, используется при тандем-прыжке для стабилизации падения. Выполняет также функции вытяжного парашюта.

Дуб — ласк. сленг. название среди спортсменов парашюта Д-1-5У (см. также тормозной парашют).

Дуга — вид отказа. Обычно является следствием зацепления вытяжного парашюта или строп за какую-либо деталь матчасти или конечность парашютиста.

Зависание за летательным аппаратом — вид особого случая, при котором парашютист, попытавшийся отделиться от самолета или вертолета, зацепляется несработавшей штатным образом парашютной системой за него и летит, таким образом, привязанный снаружи.

Зависание на стреньге или медузе — разновидность отказа парашютной системы, когда по какой-то причине вытяжной парашют не смог открыть контейнер основного парашюта.

Задержка — время свободного падения в секундах, начиная с момента отделения и заканчивая раскрытием одного из парашютов (или попыткой).

Закрутка — явление закручивания пучка строп парашюта после его раскрытия, в результате которого парашют может не работать должным образом.

Запаска — парашют, предназначенный для эксплуатации в случае отказа или ненормальной работы основного парашюта.

Затенение — 1. зона турбулентного потока позади быстро движущегося тела. 2. Ситуация, когда вытяжной парашют попадает в турбулентную зону и не может ее самостоятельно покинуть.

Затяжка — капроновая тесьма с заостренными краями, применяемая для зачековки клапанов ранца.

Захват — 1. намеренное удержание спортсменом-парашютистом ногой или рукой купола или части тела другого спортсмена-парашютиста при выполнении групповой или купольной акробатики. 2. Приспособление на объекте, за которое можно схватиться и держаться руками или ногами.

Зацеп — непреднамеренная и нежелательная фиксация снаряжения парашютистов.

Зачековывать — фиксировать что-либо специальным приспособлением. Например, фиксировать стянутые клапана ранца с помощью шпильки (либо металлического троса), вставляемой в металлический конус (либо мягкую петлю) поверх надетого на него люверса.

Зона ожидания — область пространства, в которой парашютист под куполом должен находиться до осуществления захода на посадку.

Инструктор — должность в штатном расписании аэроклуба.

Камера — мешковидный рукавообразный текстильный объект. Предназначен для укладки в него купола и части строп. На некоторых парашютах может отсутствовать. В камере имеется два отверстия: большое — для укладки через него купола внутрь, и маленькое с противоположной стороны, в которое продевается стреньга (здесь же она может крепиться к камере).

Карабин — металлическое изделие, предназначенное для разъемного соединения двух объектов между собой. В парашютном спорте — то, что находится на одном из концов фала, которым он пристегивается к тросу в ЛА. Все остальное называется «карабинчики».

Клапан — деталь ранца парашюта. Используется для фиксации парашюта в уложенном виде и придания ранцу определенной формы.

Классика — направление парашютного спорта. Включает в себя индивидуальную акробатику и работу на точность приземления.

Клевант — пластиковый или эбонитовый цилиндр со скругленными концами и поперечным сквозным отверстием в середине. Красного цвета. Закреплен на концах строп управления для их фиксации в верхнем положении и удобства управления. В настоящее время вместо клевантов широкое распространение получили мягкие петли. Не путать с бобышкой.

Клеванта — см. клевант (самка).

Колдун — сленг. конус ветровой.

Комплекс — определенный набор фигур, необходимых для построения в той или иной дисциплине.

Контровка — фиксация взаимного положения контрольных точек взаимодействующих деталей парашюта с помощью специальных нитей (шнуров) определенной прочности.

Конус ветровой — устройство в виде матерчатого сужающегося рукава яркой расцветки, шарнирно установленного на шесте. Служит для определения силы и направления ветра у земли (син. ветроуказатель, колдун).

Конус возможностей купола — область в пространстве, находясь в которой парашютист имеет возможность прийти в цель. Параметры ~ зависят от направления и силы ветра, качества парашюта.

Красная стропа — стропа, с которой начинается налистывание парашюта. Не путать с красной строкой.

Кроки — план аэродрома с указанием характерных ориентиров.

Крыло — разновидность парашютов. Купол такого парашюта состоит из двух оболочек и нервюр, имеет профиль и аэродинамические свойства крыла, как у самолета.

Крючок укладочный — вспомогательное приспособление для укладки в виде большого металлического крючка с пластиковой ручкой.

Купол — (итал. cupola, от лат. cupula — бочечка) — деталь парашюта полусферической формы или в форме крыла. Именно она замедляет его снижение (круглый купол) или же обеспечивает его планирование (парашют типа крыло). Выполнена из ткани и силовых лент. Крепится к подвесной системе стропами, к камере и вытяжному парашюту — стреньгой.

Купольная акробатика — направление парашютного спорта. Построение фигур группой парашютистов под раскрытыми куполами.

Купольное пилотирование — направление парашютного спорта. Полет вдоль поверхности на высокой скорости, получаемой специальной методикой разгона купола. CP бывает на скорость, точность и дальность.

Летательный аппарат — средство для доставки парашютистов на высоту.

Летчик — лицо, управляющее движениями (в т. ч. кренами) летательного аппарата. Общается знаками с выпускающим. Покидает летательный аппарат крайним, как правило на высоте приземления.

Матчасть — материальная часть, совокупность техники, оборудования, инструментов, применяемая при парашютных прыжках.

Медуза — сленг. вытяжной парашют.

Медуза жесткая — медуза с пружинным каркасом. Применяется на запасных парашютах или основных парашютах, вводимых в действие с помощью вытяжного кольца или релиза.

Медуза мягкая — система из текстиля без каркаса и пружины. Выполняет функцию вытяжного парашюта. Прикрепляется к вершине основного парашюта при помощи стреньги. Существует коллапсируемая разновидность.

Медуза мягкая коллапсируемая — вытяжной парашют, после выполнения своей функции стягивающийся по оси для уменьшения сопротивления. Применяется на скоростных куполах.

Мешок — сленг. купол.

Мясо — специально подготовленный спортсмен-парашютист (реже — перворазник) средних размеров, прыгающий с нейтральным куполом и предназначенный для уточнения точки выброски. Покидает ЛА после пристрелки.

Наземная подготовка — тренировка физических способностей и навыков парашютиста на земле, изучение им теоретических вопросов и составление плана прыжка.

Наполнение парашюта — наполнение купола парашюта потоком воздуха и принятие им нормальной для парашютирования формы.

Нейтральный купол — купол, не имеющий собственной горизонтальной скорости.

Несход чехла / невыход купола из камеры — отказ, при котором чехол по какой-либо причине не сходит с купола и не дает ему наполниться.

Ножные обхваты — очень важная часть подвесной системы. Регулировка длины ножных обхватов, а также их положение на теле парашютиста к моменту отделения требует особого внимания.

Обрыв строп — неисправность парашюта, требующая ремонта или списания.

Обрывная стропа — специальное приспособление, применяемое для упорядочивания процесса раскрытия при принудительном стягивании чехла (см. раскрытие принудительное).

Особые случаи — название самого занятного раздела скучного инструктажа.

Отделение — покидание летательного аппарата в соответствии с указаниями выпускающего.

Отделение на мотор — правильное отделение от ЛА лицом на мотор, т. е. вперед.

Отказ — особый случай, при котором парашютная система не работает должным образом.

Отказ полный — отказ, при котором купол парашюта находится в чехле или камере.

Отказ частичный — отказ, при котором купол парашюта полностью или частично вышел из чехла или камеры и уменьшает скорость снижения парашютиста.

Открываться — раскрывать основной парашют произвольно.

Отмашка — характерный взмах руками, означающий окончание работы либо предупреждающий окружающих о предстоящем раскрытии парашюта парашютистом, выполняющим отмашку.

Отцепка — 1. отсоединение подвесной системы с парашютистом от свободных концов основного парашюта. 2. Не всегда необходимое, но более чем достаточное условие для применения запаски.

Паникер — человек с ТЗК на КДП, сообщающий РП на СКП о ЧП. Также в формации тот, кто следит за высотой за всех.

Парашют — (франц. parachute, от греч. para — против и франц. chute — падение) устройство для торможения объекта за счет сопротивления атмосферы. Используют для безопасного спуска с высоты людей, грузов, космических аппаратов, уменьшения пробега при посадке самолета и др. Состоит из купола, строп и укладочного контейнера (ранца).

Парашют вытяжной — небольшой парашют, предназначенный для вытягивания (отсюда название) парашюта с чехлом (если есть), расчековки и выхода из резиновых сот (газырей) строп и стягивания чехла. Обеспечивает раскрытие парашюта. Син. медуза.

Парашют стабилизирующий — небольшого размера парашют, предназначенный для предотвращения БП объекта (обычно начинающего парашютиста). Раскрывается сразу после отделения. Фиксирует начинающего парашютиста в вертикальном положении и замедляет его вращение, то есть стабилизирует (отсюда название). Выполняет также функцию парашюта вытяжного. Не путать с парашютом вытяжным.

Парашютирование — процесс снижения парашютиста с момента полного раскрытия основного (запасного) купола до момента приземления.

Парашютист — живое существо, прыгающее с парашютом.

Парашютный полуавтомат — см. страхующий прибор.

Парашютный спорт — вид авиационного спорта, прыжки с парашютом на точность приземления, затяжные, с выполнением комплекса акробатических фигур, комбинированные и др. В парашютной комиссии, основанной в 1950 при ФАИ, около 60 стран (1982), СССР — с 1950; чемпионы мира — с 1951.

Перворазник — человек, совершающий (или планирующий совершить) первый в своей жизни прыжок с парашютом.

Перекаты — 1. устройства на свободных концах парашюта Д-6, позволяющие ему перестать быть нейтральным. 2. Действия, выполняемые парашютистом, приземляющимся с увеличенной горизонтальной скоростью. Он принимает при этом скругленную форму и катится по земле, радостно повизгивая и пытаясь остановиться.

Переносная сумка — приспособление для удобного перемещения в направлении укладочной использованного парашюта. Изготовлена, как правило, из авизента.

Переукладка — роспуск парашюта и повторная укладка. Связана с завершением срока переукладки или с выявлением ошибок, допущенных при укладке.

Перехлест — отказ парашюта, связанный чаще всего с плохим качеством налистывания купола. Одна или несколько строп (или стреньг) захватывают часть купола и мешают его нормальной работе.

План прыжка — алгоритм действий парашютиста во время отделения, свободного падения, парашютирования, приземления. Детализирован в нужных местах в зависимости от подготовки парашютиста и того, каким видом парашютного спорта он занимается. Составляется на земле после анализа погодных условий и обстоятельств прыжка (тип ЛА, высота отделения, с кем, кто еще может быт в воздухе и пр.)

Планирование — 1. составление плана прыжка. Часть наземной подготовки. 2. Поступательное движение объекта вниз и вперед, вызванное отклонением части набегающего потока наклонной поверхностью объекта.

Погода — условие наличия (отсутствия) хорошего настроения.

Подвесная система — изделие из силовых лент и пряжек, соединенных особым образом. Предназначена для надежного удержания в себе парашютиста.

Приземление — окончание процесса парашютирования (или свободного падения) путем столкновения с поверхностью планеты либо твердых объектов на ней расположенных (искл.: приземление на воду. См. особые случаи).

Принудительная расчековка ранца — способ раскрытия парашюта, при котором фал, пристегнутый за трос в ЛА, после отделения расчековывает ранец основного парашюта, освобождая пружинный вытяжной парашют. Далее процесс раскрытия протекает как при ручном раскрытии парашюта.

Принудительное раскрытие — см. принудительное стягивание чехла.

Принудительное стягивание чехла — способ раскрытия парашюта, при котором фал, пристегнутый за трос в ЛА, после отделения сначала расчековывает ранец, затем вытягивает оттуда чехол (камеру) с куполом и стропами, затем стропы выходят из сот, вытягиваются на всю длину, фал стягивает чехол (камеру) с купола, купол наполняется свежим воздухом и процесс раскрытия завершается.

Пристрелка — специально подготовленный, абсолютно хладнокровный парашютист-профессионал малых размеров, единственной обязанностью которого является оказание помощи выпускающему в определении точки выброски. Прыгает всегда первым. Отделяется с руки. Требует помощи в возврате с площадки приземления, так как лишен возможности самостоятельно передвигаться по твердой поверхности. См. также мясо.

Прогрессирующая закрутка — вид отказа. Закрутка, сопровождающаяся вращением системы купол-парашютист и дальнейшим закручиванием строп парашюта типа крыло. Требует отцепки.

Прыжок затяжной — прыжок с задержкой раскрытия ранца парашюта. Сопровождается свободным падением.

Разбежка — удаление спортсменов-парашютистов на безопасное расстояние после занятия групповой акробатикой для обеспечения безопасного раскрытия парашютов.

Рамка укладочная — П-образный предмет из прутка 8 мм, предназначенный для придания жесткости чехлу парашюта на время укладки строп в резиновые соты.

Ранец — тканевая емкость, предназначенная для укладки в нее основного, запасного и вытяжного парашюта, свободных концов подвесной системы, монтажа страхующего прибора. Является единственной частью парашюта, не несущей нагрузки.

Раскрытие по прибору — расчековка ранца и наполнение парашюта в результате срабатывания страхующего прибора.

Раскрытие принудительное — раскрытие парашюта путем применения специальных приспособлений, действие которых не зависит от воли, желаний и эмоционального состояния парашютиста.

Раскрытие ручное — раскрытие парашюта путем ввода в действие вытяжного парашюта непосредственно руками или при помощи вытяжного кольца.

Расчет прыжка — расчет точки выброски и базовой точки при планировании (или парашютировании) под куполом, проводимый для приземления парашютиста или пристрелки в нужном месте.

Риггер — мастер, обслуживающий парашютные системы.

Рыжая — сленг. чекующий шнур. Жесткая стропа, применяемая для предотвращения раскрытия запасного парашюта страхующим прибором в случае нормальной работы основного парашюта.

Сайпрес — электронно-пиротехнический страхующий прибор на батарейках. Раскрывает запасной парашют при помощи петарды. Син. кипрус, сникерс.

Сальто — элемент комплекса фигур индивидуальной акробатики — разворот на 360° в вертикальной плоскости.

Самолет Ан-2 — разновидность летательного аппарата. Не путать с вертолетом Ми-8.

Свободное падение — особое эмоциональное состояние парашютиста.

Свободный конец — элемент подвесной системы в виде короткой капроновой ленты, соединяющей стропы с подвесной системой. К ~ могут крепиться различные приспособления для управления куполом. Не путать!

Свуп — см. Купольное пилотирование

Силовая лента — высокопрочная капроновая лента (некоторые утверждают, что она изготовлена из нервущейся ткани). Используется для усиления конструкции купола, ранца и пр.

Скайбол (от англ. sky — «небо» и ball — «мяч») — мячик для занятия фрифлаем. Для предотвращения вращения к скайболу приделывают стабилизирующую ленту. Скайбол можно использовать в качестве «базы» и для игры в сифака в небе.

Скайсерф (от англ. sky — «небо» и surf — «прибой») — доска для скайсерфинга.

Скайсерфинг — дисциплина парашютного спорта, в которой спортсмен-парашютист выполняет акробатические фигуры, будучи приделанным обеими ногами к скайсерфу. В настоящее время не практикуется.

Скоростной купол — купол, имеющий в наполненном состоянии повышенную вертикальную (более 6 м/с) или горизонтальную (более 10 м/с) скорость.

Слайдер — устройство рифления на парашютах типа крыло в виде прямоугольника с кольцами по углам.

Сота — резиновая петля, пришитая к текстильному корпусу, предназначенная для укладки в нее пучка строп. См. также газырь.

Спираль — элемент комплекса фигур индивидуальной акробатики — разворот на 360° в горизонтальной плоскости.

Спортсмен-парашютист — парашютист, выполнляющий прыжки по спортивной программе, ставящий своей целью достижение высоких спортивных результатов, участие в региональных и мировых соревнованиях, установление рекордов.

Способ раскрытия парашюта — совокупность действий, предпринятых парашютистом и окружающими его объектами для введения парашюта в действие. Т. о. существует бесконечное число способов раскрытия, и порой даже сидя в ЛА, парашютист еще не знает, каким именно способом это произойдет, а если и знает, то может ошибаться. Несмотря на многочисленность, ~ делят на основные группы: принудительное стягивание чехла, принудительная расчековка ранца, раскрытие ручное. Можно добавить сюда еще одну большую группу (неофициальную) — раскрытие по прибору.

Срок переукладки — период времени, в течение которого парашют может находиться в уложенном состоянии. После истечения этого времени парашют считается не годным для прыжков и требует переукладки.

Стабилизация — состояние начинающего парашютиста в падении с раскрытым стабилизирующим парашютом.

Створ — вертикальная плоскость в пространстве, проходящая через цель и параллельная направлению ветра.

Створная полоса — проекция КВК на поверхность площадки приземления.

Страхующий прибор — полуавтоматический прибор, предназначенный для раскрытия ранца парашюта или введения в действие других устройств через заданный промежуток времени или на заданной высоте.

Стренга — высокопрочная веревка, связывающая вытяжной парашют с куполом и камерой (если есть).

Стропа — веревка, соединяющая купол парашюта со свободными концами подвесной системы.

Тандем — 1. разновидность парашютных прыжков, при которой пассажир и инструктор прыгают с одним на двоих парашютом. 2. Парашютная система типа крыло большого размера с подвевсной системой, рассчитанной на парашютиста (тандем-мастера) и человека (начинающего парашютиста).

Тормозной парашют — 1. парашют, предназначенный для торможения объекта до скорости, допустимой для введения в действие основного парашюта, тормозного парашюта следующего уровня или иных тормозящих систем. 2. Просто очень медлительный во всех отношениях парашют (см. Дуб).

Точка выброски — точка на земле, над которой производится отделение парашютистов от летательного аппарата.

Точность приземления — дисциплина парашютного спорта. Целью работы на точность приземления является касание ногой парашютиста площадки приземления с как можно меньшим отклонением от заданной мишени диаметром 3 см.

Траверс — плоскость в пространстве, проходящая через цель и перпендикулярная створу.

Трекинг (тречка) — планирование парашютиста в свободном падении, без вингсьюта.

Трексьют — младший брат вингсьюта — специальный костюм, улучшающий качество тречки.

Уздечка — силовой элемент в виде петли или сшитых крест-накрест силовых лент, предназначенный для соединения полюсной части купола основного парашюта, камеры и чехла с другими частями парашютной системы.

Укладка — процесс, состоящий из большого числа последовательных действий, направленных на превращение распущенного парашюта в уложенный и готовый к роспуску. Производится по строгому алгоритму укладчиком.

Укладочная — помещение, предназначенное для укладки парашютов.

Укладчик — человек специально обученный для укладки парашютов для начинающих парашютистов, либо других парашютистов, не обученных этому.

Устройство рифления — конструктивное приспособление, предназначенное для снижения динамических нагрузок в процессе раскрытия парашюта (соты, газыри, камеры, чехлы, слайдеры, ленты рифления и др.)

Фал — та же веревка, но по научному и в смысле предмета. Те, кто еще более продвинут, называют веревку Static Line, что тоже самое, но по-буржуйски.

Формация — стая (часто рекордная) парашютистов в свободном падении или под куполами.

Фрифлай (от англ. free — «свободный(ая)» и fly — «муха») — направление парашютного спорта, в котором спортсмены-парашютисты выполняют свободное падение каким угодно образом за исключением классического положения «пузофлай».

Шланги гибкие — гибкие шланги. Ни с чем не спутаешь.

Шпилька — металлический стержень, применяемый обычно для зачековки клапанов ранца. Вставляется в металлический конус или мягкую петлю.

Шпилька гибкая — шпилька, свитая из проволоки, применяемая в качестве блокирующего приспособления в ППК-У.

Электроноль — электрическое устройство, используемое для точного определения результатов работы на точность приземления.

Наиболее часто встречающиеся в парашютной терминологии сокращения

АПА — аэродромного питания автомобиль БП — беспорядочное падение ВЛК — врачебно-летная комиссия ВПП — взлетно-посадочная полоса ГСМ — горюче-смазочные материалы Д — десантный КВК — конус возможностей купола КДП — контрольно-диспетчерский пункт КЗУ — кольцевое замковое устройство ЛА — летательный аппарат ЛТП — лечебно-тренировочный прыжок МКС — многокупольная система ОП — основной парашют ОСК — отцепка свободных концов ОСКД — ОСК с доработкой ПВ — парашют водолаза ПДП — парашютно-десантная подготовка ПДС — парашютно-десантная служба ПЗ — парашют запасной ПЛП — парашют летчика-планериста ПО — планирующая оболочка ППК-У — полуавтомат парашютный комбинированный унифицированный (см. страхующий прибор) ПСН — парашют специального назначения ПТЛ — парашют тренировочный летчика ПС — парашютная служба РП — руководитель полетов, руководитель прыжков РПП — руководство по парашютной подготовке СКП — стационарный командный пункт ТЗК — труба зенитная командирская ТНК — траектория нейтрального купола УТ — учебно-тренировочный ФАИ — Международная Авиационная Федерация ЧП — чрезвычайное происшествие ШВП — шаровой вытяжной парашют GPS — джипиэска (global positioning system)

www.parashut.com

Парашюты ПЛ-1, ПН-1, ПТ-1. - Российская авиация

Парашюты ПЛ-1, ПН-1, ПТ-1.

Разработчик: НИИ ВВС СССР (по лицензии компании «Irving Air Chutes») Страна: США, СССР Испытания: 1930 г.

Советские авиаторы получали все больше и больше парашютов, которые, однако, и в мирных условиях не находили пока достойного применения. Летчики по-прежнему не брали их в полет, считая парашюты лишней обузой в воздухе. Начавшийся с середины 1920-х годов быстрый рост скоростей и высот полета самолетов, а также повышение их маневренности значительно усложнили условия покидания самолетов методом прыжка через борт. Это еще больше укрепило у многих летчиков уверенность в ненужности парашютов. В 1921 году состоялось даже полное запрещение парашютных прыжков в нашей стране. Поводом к этому послужила гибель одного воздухоплавателя, разбившегося при прыжке со старым парашютом «Жюкмесс». Запрет продолжался более шести лет…

Однако сама жизнь изменила отношение летчиков к парашютам, заставила их пересмотреть свои годами сложившиеся взгляды на проблему спасения. 25 июня 1927 года всемирно известный летчик М.М.Громов в одном из испытательных полетов ввел новый истребитель И-1 в штопор, но вывести самолет из штопора ему не удавалось. Земля стремительно приближалась. После 22-х витков штопора с большим трудом летчик сумел покинуть самолет и приземлиться на парашюте, который Громов взял с собой в полет только под давлением начальства. 20 июля 1928 года летчик-испытатель В.О.Писаренко не смог вывести HD-37 из плоского штопора и покинул истребитель с парашютом. 16 августа 1929 года, известный в нашей стране летчик-испытатель Б.Л.Бухгольц сумел выбраться из разрушающегося в воздухе самолета П-2 и благополучно приземлиться с парашютом. После этих трех случаев, ставших широко известными, парашют окончательно признали как средство спасения, его стали брать в полет теперь уже не только испытатели, но и строевые пилоты.

Г.Е.Котельников вскоре после прыжка М.М.Громова пишет наркому обороны письмо, в котором поднимает вопрос о важности парашюта в авиации и воздухоплавании. Он пишет о недооценке парашюта летчиками, многие из которых считали парашют обузой в полете. Г.Е.Котельников рекомендует в приказном порядке обязать всех летчиков иметь в полетах спасательное средство — парашют. Далее он пишет: «Я уверен, что этот яркий пример (имея в виду прыжок М.М.Громова — прим. редактора) должен заставить даже самых упорных из летчиков взглянуть на парашют с большим доверием и уважением». Было введено положение, обязывающее всех, без исключения, летчиков брать с собой в воздух парашюты. Результаты такого решения сказались очень быстро.

В те же годы бригадный инженер Михаил Савицкий возглавил парашютный отдел в НИИ ВВС. Для работы сначала выделили маленькую парашютную мастерскую, в которой трудились всего восемь человек. Были закуплены французские парашюты «Жаккекю», английские «Авиариес», японские «Нанака», американские «Гофман» и «Ирвинг». Выбор был сделан в пользу изделия фирмы «Ирвинг эйр Шют» («Irving Air Chutes»), на котором спасся в испытательном полете летчик-испытатель М.Громов.

Парашют для летчиков «Irving».

 Парашют для летчиков «Irving».

Весной 1929 года по указанию начальника УВВС П.И.Баранова для ознакомления с состоянием парашютного дела был командирован в США тридцатилетний военный летчик Л.Г.Минов, который совершил за океаном три прыжка с парашютом «Ирвин», познакомился с правилами эксплуатации этих парашютов и их с производством, вернулся с дипломом парашютиста и значком «Золотая гусеница». Изучать было что. «В настоящее время, — пишет Минов после возвращения на родину, — когда в США зарегистрировано больше двухсот случаев спасения на парашюте, когда изучение парашюта стало неотъемлемой частью программы подготовки летчиков, когда чуть ли не ежедневно на гражданских и военных аэродромах выполняются добровольные тренировочные прыжки в одиночку и группами (общее количество которых перевалило уже за 25 тысяч), можно сказать, что в авиации США парашют занял то почетное место, которое должно быть отведено ему в авиации всех стран.»

Краснвоенлет Леонид Григорьевич Минов перед прыжком. США, 1929 г.

Советское правительство закупило несколько сотен парашютов у компании «Irving Air Chutes», в качестве стандартного приняли американский парашют «Irving», который укладывался как подушка в чашку пилотского сиденья. На технологию производства парашютов фирмы «Ирвинг эйр Шют» была приобретена лицензия, и в 1930 году в цехах фирмы, с целью изучения технологии производства, появился начальник парашютного отдела НИИ ВВС М.А.Савицкий. Возвратившись в том же году в СССР, Савицкий стал директором первого в нашей стране парашютного завода, разместившегося в небольшом здании в Арсентьевском переулке Замоскворецкого района Москвы.

В мае 1930 года на заводе были изготовлены первые три экземпляра спасательных парашютов под названием НИИ-1. Затем Парашютного завода № 1 начал выпуск собственных парашютов:— ПЛ-1 (Парашют Летчика) парашют-подушка для сидения, для летчиков;— ПН-1 (Парашют Наблюдателя) нагрудный парашют для летнабов;— ПТ-1 (Парашют Тренировочный) тренировочный комплект состоящий из 2-х парашютов — главного (наспинного) и запасного (нагрудного), для совершения учебно-тренировочных прыжков летно-подъемным составом ВВС, десантниками и спортсменами-парашютистами. Как правило купола были одинаковые, отличались они лишь подвесными системами, эти парашюты выпускались большими сериями.

Штамп Парашютного завода № 1.

Парашют ПЛ-1. Рисунок.

Парашют ПН-1. Рисунок.

Летчик перед полетом осматривает парашют ПЛ-1. На втором плане истребитель И-4.

Экипаж самолета-разведчика Р-5 перед полетом надевает парашюты ПЛ-1 и ПН-1.

Одновременно с созданием производственной базы парашютостроения широко развернулась научно-исследовательская работа, которая ставила перед собой следующие задачи:— создание такой конструкции парашюта, который выдержал бы нагрузку, получаемую после раскрытия при прыжке из самолета, летящего с максимальной скоростью;— создание парашюта, обеспечивающего минимальные перегрузки на организм человека;— определение максимально допустимой перегрузки для человеческого организма;— изыскание такой формы купола, которая при наименьших затратах материала и простоте изготовления обеспечивала бы наименьшую скорость снижения парашютиста и препятствовала бы его раскачиванию.

Через два года завод перебазировался в более просторные строения бывшей ситценабивной фабрики в Тушине. Уже в 1934-1935 годах производственные мощности Парашютного завода № 1 обеспечивали тысячные десанты на известных маневрах Киевского и Белорусского военных округов. Через год-полтора завод еще раз поменял свой адрес. В Тушине для него с чисто русским размахом построили новые просторные цеха.

Новый парашютный завод, скрывшийся под названием завода № 1 НКЛП СССР, совсем не походил на швейную фабрику, с чем в обыденном сознании обычно связывают представление о парашютном производстве. Был в нем, конечно, обширный, размером с два футбольных поля, швейно-монтажный цех. Но были и цеха для изготовления различных металлических деталей парашютов, начиная с кузнечно-прессового и кончая отделочным – гальваническим. Но даже не это было главным отличием от швейной фабрики. Главное же, отличие в том, что на заводе в полную силу работал мозговой центр, выпестованный тем же Савицким. И примечательно, что почти все были ослепительно молоды. По 25 лет, если не менее, было Н.Лобанову и Ф.Чурикову, когда в 1936 году они опубликовали вышедший в Гизлегпроме труд «Основы теории и расчета парашютов». Книга эта в течение долгого времени служила теоретическим фундаментом в парашютостроении.

Материальным же фундаментом этого производства стали различные лаборатории, в которых можно было подвергнуть всесторонним испытаниям любые применяемые в парашютостроении материалы и полуфабрикаты. Среди этих лабораторий была и кинофотолаборатория, получившая первоклассную импортную съемочную аппаратуру.

В составе заводской летно-испытательной станции (ЛИС) имелись два самолета Р-Z, два СБ, один У-2 и один учебно-тренировочный истребитель УТИ-4 (двухместная модификация И-16). Последний был приобретен незадолго до войны специально для киносъемочных полетов, без которых во время испытаний новых образцов парашютной техники было не обойтись.

В небе над тушинским аэродромом то и дело вспыхивали купола парашютов, сброшенных с манекенами. Прыжки испытателей были редки, так как безгласный манекен, как ни странно, был более красноречив, чем самый опытный из них.»Красноречие» манекена объясняется просто — он всегда сбрасывается с одной и той же высоты в 300 м, значит, в зоне ясной видимости, что существенно облегчает хронометражные наблюдения, сбрасывание манекена происходит на скорости полета, в 2-3 раза превышающей таковую при испытательных прыжках — возможны, следовательно, испытания на прочность, и еще одно, далеко не последнее, преимущество — раскрытие парашюта в случае сбрасывания манекена происходит всегда на заданном расстоянии от самолета. Все это позволяет производить сравнительную оценку разных типов и модификаций парашютов.

Слабым звеном в этой методике испытаний были визуальные наблюдения. Опытный наблюдатель мог, к примеру, заметить перехлест купола стропой во время его наполнения воздухом, но о причинах этого, кстати, нередкого явления можно было строить только предположения. Шестьдесят лет тому назад не было другого способа, кроме киносъемки, который мог бы показать, как развивается процесс раскрытия парашюта, какие при этом возникают аномалии и каковы их причины.

ТТХ:

Тип: ПЛ-1 (ПН-1)Кол-во строп, шт.: 24Длина строп, мм: 4580Диаметр купола, мм: 7400Площадь купола, м: 42,2Вес с подвесной системой, кг: 10,5Время до полного раскрытия (среднее), сек.: 2,5Скорость спуска (при весе нагр. 80 кг), м/с: 5,5

.

.

Список источников:А.Г.Агроник, Л.И.Эгенбург. Развитие авиационных средств спасения.Журнал «Мир Авиации» 1994-01. Максимилиан Саукке. Штрихи к истории парашюта и катапульты. Часть первая: Парашют.Константин Кайтанов. Повесть о парашюте.Фотоархив Петра Заики.

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

Aviatus: Парашюты

Парашют в переводе с французского — устройство, предотвращающее падение.

Раскрытие парашюта в воздухе

Спортсмены-парашютисты прыгают с парашютами типа «крыло» — у них прямоугольная форма и аэродинамические свойства, как у крыла самолета.

Для обучения начинающих парашютистов, для спасения людей в случае аварийного покидания воздушного судна (самолетов, вертолетов, дельтапланов, парапланов, воздушных шаров), а также для десантирования военных, грузов и техники, чаще применяются круглые парашюты — они надежнее и проще в управлении.

История создания парашюта

Принцип парашюта был впервые сформулирован в XIII веке Роджером Беконом. В сочинении «О секретных произведениях искусства и природы» он признал возможность постройки летательных машин и указал, что можно опираться на воздух при помощи вогнутой поверхности.

Леонардо да Винчи развил эту идею. В его рукописях есть рисунок парашюта пирамидальной формы и надпись: «Если у человека имеется палатка из накрахмаленного полотна, каждая сторона которой имеет двенадцать локтей в ширину и столько же в высоту, он может броситься с любой высоты, не подвергая себя при этом никакой опасности». Поверхность такого устройства равна примерно 60м2. Эти данные близки современному круглому парашюту.

Эскиз парашюта Леонардо да ВинчиРисунок Леонардо да Винчи

Дальнейшее развитие парашютов было связано с развитием воздухоплавания. Частые катастрофы несовершенных аэростатов побудили изобретателей заняться изобретением аппарата для благополучного спуска человека с высоты. В 1783 французский физик Себастиан Ленорман изготовил и испытал такое устройство, прыгнув с обсерватории. Он назвал свое изобретение «парашют» — произведение от двух слов: греческого «para» и французского «chute», что обозначает «против падения».

В течение XIX века прыжки с парашютом были популярны на праздниках и народных гуляниях. Парашюты совершенствовались, но существенных изменений не было.

Ситуация изменилась с развитием авиации в XX веке. Русский актер Котельников был свидетелем гибели летчика Мациевича. Это потрясло его. В 1911 году Котельников запатентовал первый ранцевый парашют, который автономно крепился на летчике. Его идея стала широко использоваться при конструировании парашютов в разных странах. Именно ранцевые парашюты и используются сейчас для спасения летчиков, выброски военных и спасателей, доставки грузов и продовольствия, а также для спортивных прыжков.

Глеб Евгеньевич Котельников с ранцевым парашютомГлеб Евгеньевич Котельников со своим изобретением

Применяемые в настоящее время парашюты разделяются на группы:

  • людские — тренировочные, спортивные и спасательные для безопасного снижения в воздухе, приземления или приводнения людей;
  • грузовые — для безопасного спуска на землю десантируемых с самолета грузов;
  • тормозные — для торможения различных тел, движущихся в воздушной среде;
  • специального назначения — для стабилизации движения различных тел в воздухе, безопасного спуска космических аппаратов и других целей;
  • вспомогательные — для обеспечения надежности работы куполов основного назначения.

Тренировочные и спортивные парашюты разделяются на круглые (в форме полусферы) и парашюты типа «Крыло».

aviatus.ru

Парашют Д-5 серии 2 характеристики

 

Парашют Д-5 серии 2 предназначен для учебно-тренировочных прыжков из транспортных самолетов с высоты до 8 000 метров при скорости летательного аппарата до 400 км/час

 

ПАРАШЮТ Д-5 СЕРИИ 2

 

parashut-d-5-serii-2

 

 Схема раскрытия парашюта Д-5 серии 2

shema-raskrytiya-d-5

1 ─ камера стабилизирующего купола; 2 ─ стабилизирующий купол; 3 ─ соединительное звено; 4 ─ камера основного купола; 5 ─ основной купол; 6 ─ ранец

 Общий вид уложенного парашюта Д-5 серии 2

vid-parashuta-d-5

1 ─ карабин; 2 ─ лента зачековки

Тактико-технические данные парашюта Д-5 серии 2

 

1. При общей массе парашютиста с парашютами не более 120 кг парашют Д-5 серии 2 обеспечивает:

  •  не менее 80 применений на скорости полета до 400 км/ч по прибору и высотах до 8000 м при немедленном введении стабилизирующего парашюта в действие и последующем снижении на нем в течение 3 с и более;
  •  устойчивость при снижении;
  •  возможность прекращения снижения на стабилизирующем куполе в любой момент путем раскрытия двухконусного замка вытяжным кольцом;
  •  минимальную безопасную высоту применения из горизонтально летящего самолета на скорости полета 160 км/ч по прибору со стабилизацией 3 с ─ 200 м, при этом время снижения на полностью наполненном куполе основного парашюта ─ не менее 10 с;
  •  среднюю вертикальную скорость снижения, приведенную к стандартной атмосфере и общей массе парашютиста с парашютами 120 кг, на участке 30─35 м от земли

milaremina.ru

Тип парашюта. Основной парашют. | Info-razvitie.ru

ПарашютВ этой статье хочется рассказать о типах основных парашютов. Для новичков: людские парашюты бывают основными и запасными. Основные – которые используются непосредственно для прыжка и приземления на нём, запасные парашюты используются в случае отказа основного парашюта.

Основные парашюты подразделяются на несколько типов. Каждый тип используется парашютистами в зависимости от уровня их подготовки.

Парашют

Для начинающих парашютистов-перворазников, совершающих индивидуальные прыжки, как правило, используется парашют круглой формы, с небольшим полюсным отверстием в верхней части для устойчивости при снижении. Площадь такого парашюта составляет примерно 80 кв.м, стропы длиной около 9 метров. Сам парашют практически неуправляем. Вертикальная скорость снижения около 5 м/с относительно земли. Для открытия такого парашюта в основном используется принудительная система раскрытия. К этому типу относятся парашюты: Д-5, «Юниор».

Парашют

Для более опытных начинающих парашютистов может быть использован круглый парашют с несколькими вырезами в куполе, так называемыми «щелями», которые служат для сообщения парашюту горизонтальной скорости и возможностью к развороту. Таким образом, данный тип парашюта уже считается управляемым. Для открытия такого типа парашюта используется как принудительное, так и ручное раскрытие. Представители этого типа парашюта: Д-1-5У, Т-4.

ПарашютСледующий тип парашюта – круглый спортивный щелевой купол со втянутой вершиной. Яркий представитель этого класса – парашют УТ-15, который считается одним из лучших в мире парашютом среди круглых куполов. Площадь парашюта уже значительно меньше, 50 кв.м, горизонтальная скорость 5 м/с, вертикальная 5 м/с, разворот на 360 градусов за 5 секунд. Раскрытие парашюта – только ручное, причём требуется строго определённая поза парашютиста при открытии парашюта. В настоящее время данный тип парашюта практически уже не используется, т.к. он считается одним из самых экстремальных среди круглых куполов, и, следовательно, не совсем безопасным при приземлении.

ПарашютВсе вышеперечисленные типы основных парашютов используются как учебные, преследуя свою единственную цель – дать человеку возможность прыгать с парашютом типа «крыло».

«Крыло» – это тот тип парашюта, с которым стремятся прыгать как любители, так и профессионалы, и почему это так? Посудите сами, сейчас я приведу только некоторые характеристики данного типа. Парашют имеет профиль крыла, состоит из верхней и нижней оболочек, соединённых между собою нервюрами. Площадь купола, в среднем, – от 25 до 10 кв.м. Чем меньше площадь, тем больше горизонтальная скорость купола. Соответственно максимальная горизонтальная скорость, в среднем, – от 9 до 20 м/с. Вертикальная скорость – от 6 м/с до ноля. «Как же она может быть нулевой?» – спросите Вы. Да, это действительно так, потому что при приземлении на таком типе парашюта используется так называемый «режим торможения», при котором вертикальная скорость кратковременно может составлять 0 м/с. Горизонтальная скорость при приземлении также может уменьшиться  до нуля. Управление парашютом и его режимами осуществляется самим парашютистом при помощи двух строп управления.

В зависимости от площади купола и горизонтальной скорости, парашюты типа «крыло» могут быть «классическими» и «скоростными».

Может возникнуть вопрос: зачем человеку совершать прыжки с парашютом на всех предыдущих типах, почему нельзя сразу взять «крыло» и прыгать наравне с мастерами?

Оказывается, не всё здесь просто. Сразу прыгать на «крыле», конечно, можно. Такой вариант возможен, например, при прохождении программы подготовки AFF. Эта программа позволяет за короткий срок освоить все навыки, необходимые для того, чтобы Вас допустили прыгать на  «крыле».

Какие именно?

-  уметь правильно отделяться от летательного аппарата–  уметь устойчиво падать в режиме свободного падения–  уметь управлять своим телом в свободном падении–  уметь правильно раскрывать парашют–  уметь управлять куполом в режиме парашютирования–  уметь правильно приземляться на данном типе парашюта–  знать и соблюдать все меры безопасности–  уметь грамотно действовать в нестандартных ситуациях

Может быть я что-то и пропустил, но это основное. Конечно, на курсах AFF этому учат очень быстро и в короткие сроки, но такие курсы есть не везде, и стоят они недёшево, от 1000$.

Если Вы такой суммой не располагаете, то у Вас будет более длинный путь, но не менее интересный, с освоением тех типов парашютов, или некоторых из них, которые я описал выше.

info-razvitie.ru


Смотрите также



(89088)-732-232
 

с 11:00 до 18:00 (время тюменское

+ 2 Москвы )