http://goroskop.biz.ua

Как сделать плавучий якорь для лодки своими руками. Якорь парашют


Как сделать плавучий якорь для лодки своими руками

Многие интересуются, для чего нужен плавучий якорь. Устройство требуется для замедления хода судна, которое потерпело крушение или потеряло способность плыть. В особенности это касается тех случаев, когда аварийная ситуация наблюдается поблизости водного пути, от которого удаляться не рекомендуется.

Для чего нужен плавучий якорь

Однако уровень эффективности приспособления подтвержден на небольших судах, в особенности на парусных видах. Для судов большего размера их польза специалистами ставится под сомнение. К тому же не было проведено соответствующих опытов.

Как устроен плавучий якорь?

Основу изделия составляет плотная ткань. Плавучий якорь, фото которого представлено ниже, сделан из парусины.

Плавучий якорь фото

Как правило, приспособление обладает формой конуса или же пирамиды, основание которой раскрыто. Последнее крепится посредством обруча из металла или же крестовидных балок. К нему подсоединены четыре стропы, при помощи которых происходит крепление к якорному канату.

К вершине конуса прикреплен оттягивающий трос, который тянет якорь. У приспособления имеется буек, применяемый для спуска и подъема устройства. Также по буйку можно определить, где находится изделие.

Способы применения плавучих якорей

Данные взяты из ежегодного журнала RORC 1999. Материалы довольно интересны, поскольку в отечественной литературе способы применения плавучих якорей изложены в общих чертах и не дают полного ответа о целесообразности их применения в условиях штормовой погоды. Советскими специалистами вскользь отмечалось лишь то, что они применяются для иол.

Досконально плавучий якорь рассмотрен в труде К. Адларда Колса «Под парусом в шторм». Автор отмечает, что дрейф, создаваемый устройством, эффективнее уменьшает снос в ветреную погоду (размер яхты должен соответствовать размеру устройства).

Главная опасность заключена в том, что при рыскании яхта может повернуться лагом к волне и перевернуться. Рыскание вызывает нагрузку на якорь и канат. При заднем ходе судна руль его может сломаться. Становится ясным, что при использовании приспособления на современной яхте с коротким килем судно должно быть поставлено парусом на корму для сохранения направления на плавучий якорь. Это обеспечит сохранность плавсредства.

Плавучий якорь

Подходит плавучий якорь для лодки, шлюпки и ахтерштага. Однако выносливость бизани на ахтерштаге имеет предел. Поэтому, по мнению Колса, применение плавучего якоря не всегда оправдано. При условии, что удержании яхты на ветру будет оптимальным, а нагрузка на руль сниженной, яхта станет находиться словно привязанной к корме. Она не будет качаться, что может вызвать ее заливание. Яхта подставит воде кокпит.

Следует отметить, что все заключения автора относятся к середине прошлого столетия. За прошедшие годы модификация яхт претерпела сильные изменения, и кокпиты стали сами сливать воду. Изменение конструкции позволило взглянуть на проблему использования таких якорей по-новому. Сегодня подобное устройство советуется иметь любому яхтсмену, который выходит в открытое море.

Применения плавучих якорей на плотах

Почти все типы плотов имеют плавучий якорь. Он был разработан Национальным Морским Институтом Великобритании (NMI). Устройство обладает большой величиной. Поверхность его пористая. Наряду с крупными карманами для балласта оно имеет высокую эффективность против перевертывания плота. Испытания, проведенные в Исландии, доказали, что, несмотря на шторм, плот остается на плаву. Вторая функция якоря заключена в замедлении дрейфа.

Плавучие якоря на современных яхтах

Испытание было проведено для RORC в университете Саутгемптона. Оно доказало, что плавучий якорь способен удержать яхту на плаву при высоких волнах. Устройство способствует уменьшению скорости судна и удерживает его по ветру. Модельные испытания выявили, что яхта неоднократно избегала разворотов лагом и переворачивания волной.

Плавучий якорь рекомендован как для однокорпусных, так для многокорпусных моделей яхт. Положение устройства с кормы предполагает, что волны большой тяжести лягут на эту часть судна. По данной причине все отверстия должны быть герметично закрыты. Этому придается большое значение в специальном своде правил, где указано, что яхты должны обладать прочностью и водонепроницаемостью. В особенности это относится к корпусной части, каюте и палубе, которые должны выдерживать натиск воды.

Основные требования

Требуется, чтобы люки и закладные доски, закрывающие центральный вход, были прикреплены к яхте крепкой стропой. Крыши рундуков кокпита также нуждаются в пристальном внимании. Они играют огромную роль в водонепроницаемости судна. Если эти крайне необходимые части будут потеряны или повреждены, то вода, обрушивающаяся на корму, будет попадать внутрь и быстро заполнять яхту.

Транспортный департамент установил размеры плавучих якорей для судовых плотов спасательного назначения и спасательных шлюпок. Диаметр трубы должен составлять от 10 до 15 % LWL яхты. Такой плавучий якорь своими руками может сделать парусный мастер.

Плавучий якорь своими руками

Трос для буксира

Рекомендуемая длина троса составляет 10 x LOA. При этом величина соответствует периоду волны. Подходящим материалом служит якорный трос из трех прядей на основе нейлона.

Дрейф шлюпки с плавучим якорем

Если судно не может доплыть до берега, войти в бухту или же выбрать место, удобное для причаливания, а также не в состоянии посредством руля держаться на ветру, то следует прибегнуть к использованию плавучего якоря. Приспособление позволит сократить дрейф.

На большой глубине устройство дает возможность поставить судно вразрез волне. Якорь при этом находится на носу судна, в воде происходит его наполнение. Затем натягивается канат, который тормозит движение шлюпки, поворачивая ее носом навстречу ветру.

Длина каната должна составлять не меньше пяти длин маломерного судна. Трос выпускают в ослабленном состоянии. Он должен быть не короче каната для якоря.

Чтобы ослабить удар волн о судно и предотвратить заливание, применяют специальные масла. Наибольшей эффективностью обладают масла животного происхождения. Растекаясь по водной глади, они создают пленку, мешающую образованию гребней и гасящую энергию волн.

Минеральные масла обладают более низкой функциональностью. На маломерных суднах их применять не советуется.

Как использовать масло?

Масло периодически льется с наветренного борта. С того же края подвешивается смоченная в нем швабра.

Есть и другой способ, более экономный. В мешке из парусины или же банке из металла делаются отверстия, в которые закладывается раскрошенная пробка, ветошь или пенька. Внутрь заливается масло. Затем емкость закрывается, мешок завязывается, крепится к якорному канату и травится.

Также через плавучий якорь продевается линь, чтобы оба конца были на судне. Затем к линю крепится мешок или банка. Их надо передвигать к якорю на расстоянии нескольких метров от него. Опустевший мешок или банка вытаскивается на судно и вновь заполняется маслом. Для линя на плавучем якоре рекомендуется запастись блоком. Мешок или банка подвешиваются к канату для якоря в качестве поплавка на такой высоте, чтобы они смогли достать до волны. Масло, вытекая из банки или мешка, покрывает водную гладь пленкой.

Изготовление плавучего якоря для лодок из ПВХ своими руками. Особенности процесса

Плавучий якорь для лодки ПВХ должен обладать размером от 2, 5 до 4 м. Все зависит от величины судна. При помощи строп регулируется скорость движения лодки.

Плавучий якорь для лодки пвх

Основу самодельной конструкции составляет купол. Материалом может служить толстый полиэтилен, синтетический материал. От этого зависит продолжительность службы изделия.

Важно, что в центре такого парашюта должно быть отверстие диаметром 10-15 см. Через него и будет входить вода. Оно регулируется при помощи шнура. Диаметр купола, в зависимости от размера лодки, составляет 120-150 см.

По длине круга нашиваются петли, через которые продевается веревка, затягивающая якорь. Существуют конструкции, крепящиеся на планки. На верхней из них находится бутылка. Нижняя часть якоря должна быть более тяжелой.

Чем длиннее веревка, посредством которой прикреплен якорь к лодке, тем большей эффективностью будет обладать устройство. К примеру, при длине строп 1,5 м длина веревки должна составлять 10 м.

Второй способ изготовления

Как правило, это прямоугольный плавучий якорь. Открытое отверстие приспособления в этом случае может иметь четырехугольную, треугольную или любую другую форму. Можно сделать плавучий якорь для лодки руками из весельного шеста.

Плавучий якорь для лодки руками

Он должен быть большой толщины. К нему принайтовлена парусина в форме треугольника. К нижнему углу материи прикреплен груз.

Зачастую на лодках из ПВХ применяют якорь флюгерного типа или устройство с усеченным конусом. Такое приспособление изготавливается из парусины. Диаметр основания составляет примерно 40 см, длина устройства —120 см, диаметр у вершины конуса на срезе — 3 см. Основание конуса обвивается ликтросом и укрепляется четырьмя продольными нашивками из аналогичного троса. Оно заканчивается петлей для крепления дректов.

Третий способ

Плавучий якорь для лодки ПВХ своими руками можно изготовить и другим методом. Эта конструкция предполагает использование кольца из проволоки диаметром 6-8 мм. Для устройства идеально подходит хула-хуп советского производства из прочного качественного алюминия. Он оптимален по форме и размеру. Размер такого приспособления позволит удержаться на плаву небольшой лодке из ПВХ в струе течения и обеспечит ее оптимальную скорость во время рыбалки.

Плавучий якорь для лодки пвх своими руками

Если хула-хупа нет, то кольцо делается из проволоки. Затем обруч обтягивается тонким брезентом, но можно и полиэтиленом. Полотно натягивается так, чтобы не было провисаний. Круг делится на три равные части, к которым привязываются метровые веревки. Их концы связываются. К верхней части привязывается бутылка из пластика объемом 5 л, а к нижней крепится груз. Так якорь в воде примет вертикальное положение и сможет держать струю течения.

Если рыбная ловля проводится в ветреную погоду, то бутыль из пластика заменяется пол-литровой емкостью. В этом случае плавучий якорь уходит в толщу воды не намного, и волны не представляют опасность. Система не надувается как парус и стабильно удерживает судно в требуемой струе течения.

Опускать приспособление от лодки советуется не более чем на 5 м. Дальше не советуется, так как средство может повернуть якорь своей массой, и смысл устройства будет утерян.

Иметь при себе такое незамысловатое приспособление рекомендуется, если вы рыбачите в водохранилищах. Диаметр кольца подбирается в зависимости от размера лодки из ПВХ.

Следует отметить, что если не имеется обруча из алюминия, то можно прибегнуть к использованию веток с листьями. Ветки срубаются и плотно связываются. К ним крепится небольшой груз. Бутылка не привязывается, так как ветки обладают прекрасной плавучестью. Такое устройство по функциональности уступает якорю на основе обруча, но справляется со своей задачей.

fb.ru

Якорь для лодки ПВХ своими руками

Задачей якоря является удержание лодки, с учетом возможного речного течения, порыва ветра и при возникновении волн.

Такую функцию у многих любителей рыбалки выполняют самые разнообразные подручные средства.

Очень многие делают якоря своими руками, справедливо полагая. что это выйдет намного дешевле покупного.

Размеры

Чтобы рассчитать потенциальный вес якоря, который будет выполнять собственную работу стоит прибегнуть к одной из двух несложных формул:масса якоря (кг) = 10% веса удерживаемой лодки (кг).масса якоря (кг) = 1% длины лодки (см).

Виды якорей

По функциональности можно различить три вида якорей, используемых на ПВХ лодках.

  • Гравитационный якорь, удерживающий плавсредство при помощи своей массы.
  • Якорь, который имеет лапы лодка держится на крючках или пластинах, зацепившихся за дно.
  • Дрейфующий или плавучий якорь, который будет полезен при некоторых видах рыбалки, например, ловле сплавом, на квок, троллинге.

Что надо учесть при изготовлении самодельных якорей из металла, то что при волне лодку подбрасывает на волне и якорь может её повредить.

Якорь гравитационный

Для того чтобы удержать свою лодку на месте, рыбача на озере, где течения не сильные или их вовсе нет, а движение судна происходят под воздействием ветра достаточно будет просто опустить на дно груз.

Например, достаточно наложить в мешок камней или песок и использовать его как якорь.

Очень хорошо проявил себя отлитый из свинца якорь в виде пирамиды, компактный, не портит ткань ПВХ, успешный вариант. Здесь важна именно сама конструкция, которую гораздо легче вытаскивать, чем просто груз.

В качестве груза многие используют: тормозные чугунные диски, блины от гантелей или штанги, чугунные шары, траки от трактора и т.д, но на мягком грунте эти приспособления будет мёртво затягивать, придётся резать веревку и прощаться со своим якорем.Виды якорей для надувной лодки

Но вышеперечисленные якоря не эффективны, в условиях ловли на течении они практически не держат лодку, её будет тащить.

Как сделать якорь незацепляйка своими руками

Для того чтобы надежно заякориться форма якоря должна иметь лапы, такая конструкция называется «кошка». Но потеря такого якоря часто встречающаяся ситуация. Зацепившись лапой за препятствия, находящиеся на дне, происходит обрыв верёвки и вы теряете свой якорь. Поэтому рыбаки постоянно ищут решения, как избежать подобных зацепов.

Совершенно незацепляемых якорей в природе не существует.

Своими руками изготавливают несколько вариантов якоря «незацепляйка».Якорь незацепляйка

Само присутствие лап, с заостренными концами уже риск повредить ткань лодки, поэтому многие пытаются доработать уже имеющиеся якоря в наличии, сократить до минимума вероятность повреждения ткани, например, делают закруглёнными лапы.

Один из приёмов придать якорю-кошке способность освобождаться от зацепов – изменить крепление якорной веревки.

Надо прикрепить веревку к низу якоря, там где расположены лапы, а в кольцо веретена, там где должна быть завязана веревка прикрепить леску (проволоку закрутить) и зафиксировать якорный фал, так, чтобы он располагался вдоль всего веретена.

Идея такая: при зацепе, леска (проволока) должна будет порваться, а нижнее крепление веревки поможет сложиться лапам якоря.

В принципе всё уже придумано до нас с вами и самодельные конструкции якорей, это различные модификации уже имеющихся.

Так, например, просты в изготовлении конструкции якорей типа Демфорта или Матросова, они имеют не четыре лапы как у кошки, а две поворачиваемые лопасти-пластины, которые врезаются в грунт.

Если вы при изготовлении такой модели установите на конце цевья небольшой груз, то он будет прижимать якорь ко дну, зацепистость улучшится.

Как сделать плавучий якорь для лодки ПВХ

Плавучий якорь носит ещё одно название – водный парашют, так как его форма напоминает именно это устройство. С ним возможно дрейфовать по течению на лодке без мотора, но при помощи ветра, причём скорость регулируется стропами этого парашюта.

Такой якорь сильно не заглубляется, примерно на 0,5 метра. На быстром течении он будет неэффективен, так как его будет нести вместе с лодкой. На быстром течении используется якорь-волокуша, который тащится за лодкой по дну.

Плавучий якорь рассчитан на лодки ПВХ от 2,5 до 4 м, а его собственный размер будет зависеть от конкретного размера вашего судна. Веревки (стропы) будут регулировать скорость передвижения – надо будет их подтянуть или ослабить.Водный парашют

Конструкция такого якоря – купол. Материалом может служить плотный полиэтилен, синтетическая ткань и т.д. Собственно говоря, от качества материала зависит только срок службы якоря.

Важно при конструировании учесть, что в центре этого парашюта должно быть отверстие 10-15 см, через которое будет выходить беспрепятственно вода, оно должно регулироваться шнуром: больше или меньше.

Общий диаметр купола в зависимости от размеров лодки составит 120-150 см.

По длине круга пришиваются петли, через которые проходит веревка, она и затягивает якорь.Есть конструкции, которые крепятся на планки. На верхнюю планку привязывают пластиковую бутылку – поплавок, нижнюю делают более тяжелой.

Чем длиннее будет веревка, на которую якорь крепится к лодке, тем он будет эффективнее, Например, длина строп – 1,5 метра, длина веревки 10 метров.

Народная примета: Когда вода прибывает – рыба идет против течения, когда она спадает – рыба скатывается вниз.

kakulov.ru

Делаем парашют – якорь для рыбалки в отвес – РЫБАЛКА

Сегодня расскажу, как сделать необходимую приспособу, для ловли в отвес, это парашют. Ведь при ловле в отвес якорь используется редко, и что бы лодку не сносило ветром нужно использовать парашют. Вообще эта снасть не имеет ни чего общего с парашютом который используется в прыжках с самолёта. Но функции выполняет те же самые, а именно замедляет движение.

Для того что бы изготовить самостоятельно парашют, нам потребуется: металлический прут диаметром 6-8 мм, мешок, 10м верёвки (жесткой) это с запасом, деревянная планка. Итак мешок и разрезаем его по одной стороне, что бы получилось полотнище. Парашют для лодкиБерём нитку иголку и прошиваем по двум сторонам, для того что бы мешковина не скаталась. После складываем мешковину в четверо и вырезаем круг, он нужен для устойчивости парашюта в воде. Я это делал на работе в перекуры и обед, потому получилось не очень красиво, но функцию свою он выполнять будет и так. После того как вы обшили края, берём наш прут и деревянную планку и обрезаем их по длине. Длина должна быть на 15-20мм больше чем мешковина, и делаем на них неглубокие канавки. Канавки нужны для того что бы не слетал крепёж парашюта. После того как это готово, оборачиваем не прошитыми краями прут и планку и тоже прошиваем ниткой. Все эти операции можно делать как вручную так и машинке если есть такая возможность. Берём верёвку и отрезаем 2,5 метра, это для крепления парашюта к лодке, и четыре куска по 1 м. И один где то с пол метра, для крепления поплавка. Привязываем по краям метровые отрезки, так что бы они все были одинаковой длинны. Сводим их в центр и завязываем, соединяем получившийся узел с нашей основной верёвкой и всё практически готово, остался маленький штрих. Замеряем планку и точно по центру привязываем шнурок для поплавка, берём крышку от любой пластиковой бутылки, делаем в ней отверстие и продеваем туда шнурок. Фиксируем его узлом, пробка нужна что бы не таскать с собой постоянно поплавок, а так любую пластиковую бутылку нашли прикрутили и всё готово.Парашют для лодки P.S. Да и ещё одно когда завязываете узлы, будет не лишним их немного опалить, что бы они не развязывались. Наш парашют готов, забрасываем его в воду, крепим за нос лодки и наслаждаемся рыбалкой.

Другие статьи по этой теме

www.ribalka.su

Разберемся с плавучим якорем

Sea Anchor should be your first line of defensewhen facing heavy weather.

Lay off a safe distance and lay-to your Sea Anchor until daybreak.Better late than never.

Обзор и попытки сделать

Рассказанные попадавшими в серьезные переделки А.Беликовым, С.Ваулиным, И.Лукомским истории заставили сделать вывод - "надуто-разборному" кораблю на большой воде плавучий якорь в снабжении тоже необходим.

Куда уж проще, по сравнению с самым примитивным паруском - сшил сачок в виде конуса с открытым концом и все дела. Но первая проба в 2008 г. оказалась неудачна, якорь диаметром 0,7 м развернуть "Гринду" носом на ветер не смог. Александр подтвердил - сделанный по всем рекомендациям плавякорь, не меньший чем на более крупных яхтах, работал недостаточно эффективно. В критической ситуации пришлось делать еще один, затапливая парус.

Плавучие якоря активно обсуждались на форуме Катеров и Яхт. Одна из рекомендаций Е.А.Гвоздёва: ставить плавякорь... на якоре обычном, что обеспечит его уход на заданную глубину ниже зоны волнового перемешивания. При этом обычный якорь опускается не коротком конце "коротыше", а плавучий крепится к нему длинным. Зачем там длинный честно говоря не понял - но, во всяком случае, такая система должна хорошо амортизировать рывки. На наших лодках якоря обычно небольшие, нет проблем так и делать. Но какой же площади нужен плавякорь, зависит ли она от типа судна и как - ясности нет.

Самый полный материал был опубликован в издании "Яхтинг в России" в № 3(39) за 2000 г. и нашелся в Сети на учебном пирсе сайта "Стугна".

Вот он в сокращении.

Применение плавучего якоря для борьбы с опрокидыванием в бурном море

Предисловие:Этот материал заимствован из ежегодника RORC 1999, поскольку мы посчитали, что он представляет для отечественных яхтсменов несомненный интерес, поскольку в нашей парусной литературе способы применения плавучих якорей изложены в общем виде и не дают ответа на неоднократно возникавший вопрос о целесообразности или, вернее, безопасности применения плавучих якорей в тяжелых штормовых условиях.

Оба советских издания "Школы яхтенного капитана" (1968 и 1983 г.г.) так же, как и фундаментальный труд Льва Скрягина "Якоря", говорят о плавучих якорях вскользь, замечая лишь, что для удержания яхты носом навстречу ветру с носа отдают плавучий якорь. При этом отмечается, что спокойнее всего на плавучем якоре стоят иолы. Наиболее подробно проблема плавучего якоря рассмотрена в книге Адларда Колса "Под парусом в шторм". Колс отмечает, что "дрейф на плавучем якоре имеет одно существенное преимущество перед дрейфом под рангоутом или с вытравленными тросами - он более эффективно уменьшает снос под ветер (при условии, что размеры яхты соответствуют его назначению). Это может быть очень важно там, где близок подветренный берег". Говорит Колс и о трудностях применения плавучего якоря.

Главную опасность представляет рыскание яхты, в результате которого яхта может встать лагом к волне и опрокинуться. При рыскании создаются огромные нагрузки на якорь и его канат, и возникает опасность поломки руля при заднем ходе яхты. Ясно, что при использовании плавучего якоря на современных короткокилевых яхтах необходимо (для сохранения курса на плавучий якорь) поставить парус на корме. Это можно сделать на иоле, а на шлюпе почти такой же результат будет достигнут, если поставить штормовой стаксель на ахтерштаг. Однако бизань или стаксель на ахтерштаге выдерживают до определенного предела. Поэтому личное мнение Колса не в пользу плавучих якорей, хотя он тут же говорит и об альтернативе - постановке якоря с кормы. Яхта будет лучше держаться по ветру и не будет таких нагрузок на руль, но если плавучий якорь большой и, следовательно, действует эффективно, то яхта будет как бы привязана за корму и перестанет уступать волнам, поэтому возможно заливание. Более того, она будет подставлять волнам самое уязвимое место - открытый кокпит.

Следует только иметь в виду, что в книге обобщен опыт плаваний середины двадцатого века, когда самоотливной кокпит был редкостью, а Спецправил ORC не существовало вовсе.

...

Якоря на яхтахРабота была выполнена для RORC Вольфсоновским отделением Саутгемптонского университета, чтобы показать, как плавучие якоря могут помогать борьбе с опрокидыванием яхт при сильном шторме с разрушающимися волнами (копия сообщения и видеоматериалы могут быть получены в RORC).Якорь, буксируемый за кормой, уменьшает скорость яхты и удерживает ее по ветру. Вольфсоновские модельные испытания показали, что это неоднократно предохраняло яхту от разворачивания лагом и переворачивания ударом разрушающейся волны.

Плавучий якорь рекомендуется пунктом 4.25 СП ORC в гонках категории 0 для однокорпусников и в гонках категорий 0 - 1 для многокорпусников.

Департамент Транспорта установил параметры плавучих якорей для судовых спасательных плотов и спасательных шлюпок; вполне пригодная для яхт форма плавучего якоря показана на рисунке и он может быть сделан парусным мастером. Диаметр раструба должен быть между 10 % и 15 % LWL яхты, а другие размеры пропорциональны приведенным на рисунке.

Типичные размеры:

LWL судна. Диаметр раструба (мин.), D. Длина образующей (мин), H. Длина строп (мин) , L.
10 м 1 м 1,3 м 1,3 м
13 м 1,3 м 1,7 м 1,7 м

Буксирный трос. Рекомендуется применять трос длиной 10 x LOA, согласуя длину с периодом волны. Подходящий материал: трехпрядный нейлоновый якорный трос.

Вес на якорном конце буксира. Важно держать якорь хорошо погруженным - идеально приблизительно на 10 метров ниже поверхности с помощью груза около 20 кг. Некоторую часть веса можно обеспечивать цепью между якорем и синтетическим тросом.

Действие якоря. Главным условием предотвращения опрокидывания яхты является постоянное поддержание якорного троса в натянутом состоянии, чтобы предупредить рыскание яхты и постановку ее лагом к волне. Желательно держать якорь во второй или третьей волне за кормой. Два якоря в тандеме предлагают практический метод сокращения риска ослабления натяжения троса, если один якорь переворачивается в разрушающемся гребне волны.

Крепление на борту. Важно использовать прочные точки крепления, такие как шкотовые лебедки.

Уход за тросом. Следует позаботиться об ограничении перемещения троса для минимизации перетирания. Для этого, например, может быть использована пластмассовая оплетка в месте прохода через киповую планку.

Другие устройства.Серия плавучих якорей Жордана представляет собой длинный трос с множеством малых конусов, сделанных из дакрона. Преимущество состоит в том, что, когда гребень волны переворачивает одну часть устройства, оставшаяся часть продолжает обеспечивать существенное торможение. Парашютный или Пара-Якорь - большой парашютоподобный плавучий якорь. Его действие подобно действию обычного плавучего якоря, но он значительно больше, и предназначен для постановки с носа. Для яхт длиной 35 - 50 футов рекомендуется пара-якорь шириной 18 футов. Притапливать его рекомендуется цепью. Некоторые организации особо рекомендуют пара-якорь для многокорпусников. Можно рекомендовать использовать ширину многокорпусника для определения минимального диаметра пара-якоря.

Ого! Типичный катамаранный диаметр выходит 2,5 м, а для нашего тримарана (Фрези Грант 18) все 3,5! Это уж как-то многовато, целый подводный спинакер. На сайте компании Para-tech Engineering, выпускающей эти плавякоря, приведено их назначение для яхт разных размеров. Самый маленький "парашют" имеет диаметр 6 футов, т.е. 1,8 м.

Boat LOA

Displacement

Sea Anchor Size

Packed Dimensions

Weight

Under 20 ft.

Under 4,000 lbs.

6 Foot

6" Dia. X 7" Tall

6 lbs.

Under 25 ft.

Under 8,000 lbs

9 Foot

6" Dia. X 9" Tall

9 lbs.

25 to 33 ft.

Under 12,000 lbs.

12 Foot

8" Dia. X 12" Tall

12 lbs.

30 to 40 ft.

Under 25,000 lbs.

15 Foot

10" Dia X 15" Tall

20 lbs.

...

Только вот около поверхности гребень волны пожалуй может свернуть такой парашют в трубочку.

Попробуем оценить необходимые размеры плавякоря.

Судно с паразитной парусностью S1 под действием ветра скоростью V1 дрейфует на плавякоре площадью S2 со скоростью V2 относительно воды. Тогда (разницу коэффициентов сопротивления не учитываем)

S1*p1*V12 = S2p2V22, где p1, 2 — плотности воздуха и воды соответственно.

Получим отношение скорости ветра к скорости дрейфа на плавякоре V1/V2 = 28 Sqrt (S2/S1)

Допустим, мы хотим чтобы при ветре 15 м/с скорость дрейфа не превышала 0,5 м/с т.е. 1,8 км/ч. Пожалуй, плавякорь который это обеспечит можно считать очень хорошим. Из формулы следует, что площадь такого якоря должна быть такой же как паразитная парусность лодки!

Если нас устроит 1 м/с дрейфа, то площадь якоря S2 ~ 0.7 S1

Да, теперь ясно что конус диаметром 0,7 м (площадь 0,4 кв.м) достаточен разве что для Бриза с одним рулевым на борту. Но эти подсчеты относятся к установившемуся дрейфу носом на ветер. А сможет ли плавучий якорь развернуть многокорпусник из устойчивого положения дрейфа лагом? Узкие длинные корпуса дадут большую подводную площадь поперечного сечения, каждый около 1 кв.м (5*0,2). Дрейфующий груженый катамаран будет иметь подводную площадь сопротивления около 2 кв.м! Тримаран, да еще с центральной двустволкой — тоже не меньше. Чтобы на этом фоне ощутилась и смогла развернуть лодку тяга плавучего якоря, он повидимому должен иметь площадь хотя бы 1 кв.м (диаметр ~1,2 м). Да и точка приложения тяги не вынесена на самый конец баллонов, поэтому разворачивающий момент недостаточен.

Оценим держащую силу плавучего якоря (понятно, она же - сила давления ветра на лодку):

P (кГ) = 1000 S2 (V1)2 /2 /10

Если лодка с якорем площадью 1 м2 дрейфует на якоре со скоростью 0,5 м/с - это ~12 кг. 1 м/с - уже 50 кГ!

Да, и для системы Гвоздёва не приходится говорить о задании глубины погружения плавякоря: даже тяжелый груз между лодкой и плавякорем будет вытягиваться вверх натяжением конца. Зато понятно, как могло быть такое в одном из его каспийских плаваний, что отданный якорь (отнюдь не плавучий!) прыгал за "Гетаном" по волнам.

Тьфу-тьфу...

После неудачного испытания якоря, который оказался мал, к походу 2009 г. был пошит новый из кордуры-300, в форме пирамиды из четырех клиньев. Периметр основания 4 м, т.е. эквивалентный диаметр 1,3 м. Испытывался он только однажды и в условиях, прямо скажем, тепличных: при ветре 7-8 м/с. и без волны. Утяжеления не применялось, но есть небольшая хитрость: с одной стороны раструба вшит кусочек трубки из нержавейки, с другой-полоска пенки. Идущие "верхние" стропы чуть длиннее "нижних", чтобы якорь шел вниз за счет своей тяги. Сработало это или нет, трудно сказать. Во всяком случае, такого якоря хватает: тримаран тут же развернулся носом на ветер, скорость дрейфа упала с 2 до 0,5 км/ч. Для вытягивания плавякоря, как учили, сделан конец из плавучей полиэтиленовой веревки - никаких проблем.

Этот текст был написан год назад, но хотелось разобраться с неудачей, и статья ждала последнего абзаца.

И так вышло, что за этот год не стало с нами двух замечательных людей - Евгения Александровича Гвоздёва, и нашего товарища Александра Петровича Беликова, Саши...

Светлая им память.

Г.Шмерлинг14.11.2009

parusa.narod.ru


Смотрите также



(89088)-732-232
 

с 11:00 до 18:00 (время тюменское

+ 2 Москвы )

Карта Сайта